Завершился первый этап исследования особняка Надежды Безобразовой, в котором располагается сегодня Российский государственный институт сценических искусств. Полгода понадобилось специалистам, чтобы изучить конструкции и фундамент, создать цифровую модель нагрузок, и в том числе, обнаружить световые фонари, утерянные во время одной из перестроек много лет назад. Председатель «Союза реставраторов Санкт-Петербурга» Нина Шангина отметила, что комплексный подход к изучению здания РГИСИ может стать ключом к более качественной реставрации объектов культурного наследия, передаёт корреспондент «Диалог».
«О том, что реставрационные работы не всегда проводятся качественно — мы все знаем. В результате страдают здания окружающей застройки, а сами реставрационные работы затягиваются. Первый наиболее глобальный этап научных исследований должен ответить на вопросы: какие конструкции здания могут быть нагружены, какие не могут, а какие нужно усилить. Проект РГИСИ — редкий пример, где это действительно делается. Именно из-за того, что здания не до конца обследованы на финишном этапе, мы часто приступаем к исследованию под названием: «Откуда возникли новые трещины?», — рассказала Шангина.
Дмитрий Лысенков: «Моя гражданская позиция — в моих ролях»
Первый этап исследования здания РГИСИ производился в нерабочие часы, так как студенты продолжали посещать занятия. Особняк прошёл процедуру лазерного сканирования. Специалисты также использовали и более простое оборудование — влагомеры, пирометры, молотки Шмидта. Сканировали и соседние с особняком строения, чтобы понять, не пострадают ли они в процессе реставрации. В результате эксперты создали цифровую пространственную модель здания — клон. Эта модель, как сообщают в Северо-Западной Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации, позволяет спрогнозировать, как отреагирует здание на воздействия в ходе ремонта, а также в перспективе может существенно сократить сроки проектирования.
«Мы можем получить возможность полноценного контроля за качеством и объёмом производимых работ, а благодаря этому можем съэкономить бюджетные средства. Например, зная точно площадь позолоты или штукатурки и объем их утрат, мы имеем возможность создавать смету, основанную не на предположениях (прогнозную смету), а на достоверных цифрах и расчётах», — рассказал заместитель директора по реставрации Северо-Западной Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Виталий Семенской.
Как пример для проведения и испытания новых методов и моделей исследования особняк Безобразовой хорошо подходит. В этом сходятся все эксперты, отмечая, что здание сложное и при этом интересное.
«С 1904 года, то есть с момента постройки, в особняке не было капитального ремонта. Все, что делалось — это периодическое обновление и дополнение, перепланировки, в большинстве своём не в пользу здания. На данный момент пришла в негодность система коммуникаций, и речь идёт не только о капитальном ремонте, а о реконструкции. Есть проблема с фундаментом и подвальным этажом, где когда-то была столовая, а сегодня там нельзя находиться из-за периодический подтоплений. Также здание состоит из нескольких блоков, на переходах есть разность высот — это тоже проблема для тех, кто будет реставрировать особняк», — объяснил, в чём сложность реставрации здания, руководитель научных программ РГИСИ Александр Чепуров.
Второй этап работ, а именно разработка рабочей документации проекта, по оценке Виталия Семенского, может быть завершён к концу 2019 года. Но пока на это не выделены средства. Сами работы по реставрации, как считают эксперты, займут около двух лет. Как отметила ректор Российского государственного института сценических искусств Наталья Пахомова, деньги под проект уже зарезервированы.
«Здесь учат даже стены»: прогулка по РГИСИ с экс-ректором, профессором Александром Чепуровым
«Никто не удивится, когда мы продадим заявку. Другое дело, что мы не хотим попасть в такую же ситуацию, как с нашим общежитием. По этому объекту мы с компанией-проектировщиком сейчас судимся. Но уверены, что новый подход позволит нам сделать качественный проект реставрации РГИСИ, и долгостроя у нас не будет. Вернуть особняку исторический облик очень важно для нас: воспитывают не только педагоги, но и эти намоленные стены», — отметила Наталья Пахомова.
Рената Ильясова / ИА «Диалог»