Site icon ИА «Диалог»

В ГМЗ «Царское Село» завершена реставрация церкви Воскресения Христова

церковь Воскресения Христова ГМЗ Царское Село

Фото предоставлено ГМЗ "Царское Село"

В пятницу, 12 апреля, администрация музея-заповедника «Царское Село» сообщила об окончании реставрации церкви Воскресения Христова – архитектурного шедевра XVIII века, созданного по проекту Франческо Растрелли. Процесс занял четыре года. Работы выполняла Царскосельская янтарная мастерская, специалисты которой восстанавливали Янтарную комнату и Агатовые комнаты.

«Реставрация дворцовой церкви для нас – событие, сопоставимое с воссозданием Янтарной комнаты или возрождением Агатовых комнат. «Царское Село» – музей с непростой судьбой. Восстановительные работы в Екатерининском дворце начались намного позже, чем в Петергофе или Павловске – в 1950-х. Символично, что церковь уцелела, несмотря на приказ одного из фашистских офицеров взорвать её. Сохранившаяся отделка храма – прекрасный образец творчества Растрелли», – заявила директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

Церковь была освящена в присутствии императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году. Во время Великой Отечественной войны интерьер серьёзно пострадал от разрушения и разграбления немцами – были похищены почти все иконы, утрачен центральный плафон. В начале 1950-х, после первоочередных консервационных работ, церковь приобрела экспозиционный вид. В 1993 году институт «Ленпроектреставрация» под руководством главного архитектора проекта Александра Александровича Кедринского разработал проект реставрации, который предусматривал полное воссоздание церкви. В 2015 году, когда появилась финансовая возможность возродить интерьер, музей принял принципиальное решение использовать методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат.

церковь Воскресения Христова ГМЗ Царское Село

«Для реставраторов это был сложнейший объект. Мы собрали мощную реставрационную команду, которая сумела в определённый нам срок выполнить огромный объём работ. Всего интерьеры церкви возрождали 350 человек – позолотчики, лепщики, краснодеревщики, альфрейщики (специалисты по росписи потолков, стен), живописцы. Мы четко выполняли поставленную задачу: минимум воссоздания, главное – сохранить то культурное наследие, которое дошло до нас со времен Растрелли и Стасова», — добавил Борис Игдалов, директор Царскосельской янтарной мастерской.

Чтобы посетители смогли увидеть возрожденный шедевр Растрелли, музей открывает отдельный маршрут. Он включает посещение церкви и личных апартаментов великого князя Павла Петровича в Екатерининском дворце.