Лишь 42% подростков часто испытывают ощущение счастья, при этом 20% из них — периодически, остальные же не переживали это чувство никогда. Такими выводами поделились с петербургскими журналистам в среду эксперты, передаёт корреспондент ИА «Диалог».
По словам преподавателя факультета клинической психологии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета, эксперта ООН по кризисным ситуациям Маргариты Изотовой, на вопрос «Ты хочешь быть счастливым?» 13% ответили – не знаю. Одной из ассоциаций со словом «счастье» для подрастающего поколения является ответственность, и именно это пугает подростков.
Исследование счастья среди подростков, которое показало такие результаты, завершилось в России в прошлом году (2017-2018). Анкетирование прошли школьники различного социального статуса: ученики лицеев, средних школ, дети-сироты. Участников попросили среди прочего описать своё ощущение счастья, в том числе его вкус, цвет, звук.
«По мнению большинства подростков, оно громадное, а на вкус сладкое как торт или мороженное. Чаще всего счастье обжигающее, и при этом лёгкое. Но подростки с асоциальным поведением считают, что оно тяжелое, то есть его надо заслужить, к нему нужно прийти. Цвета разнообразные — для одних радужные, для других пастельные. Большая часть подростков считают, что счастье должно звучать – это может быть музыка, мурлыканье кошки, часто звуки птиц или моря. Реже они упоминали голоса родителей. Причём, как они звучали в детстве, когда сами ребята был маленькими. Эмоции, которые они испытывают при счастье, описаны как восторг эйфория, кайф, милота. Но по отношению к счастью проявляется и страх: подростки чувствуют противоречие межу испытываемым чувством и желанием родителей, так как образ счастья у них отличается», — рассказала Маргарита Изотова.
Для счастливого подростка, как узнали психологи в ходе исследования, важны любовь (лидирует с большим отрывом), хорошие отношения к себе и с друзьями, принятие в обществе. Также это чувство они связывают со здоровым образом жизни. Респонденты включили в составляющие счастья и мир в мире. Страх войны, терактов, вне зависимости от социального статуса, оказывает влияние на жизнь подростка. Психологи отметили, что много раз от опрошенных прозвучала фраза: «Ведь неизвестно, что будет, когда мы станем взрослыми, а вдруг будет ядерная война или другое потрясение». Таким образом, сам прогноз своего будущего и счастья в нём у большинства не очень позитивный. На этом фоне подросткам важно состояние спокойствия, гармонии и удовлетворения.
Если от глобальных причин счастья/несчастья перейти к частным, то подрастающее поколение тесно связывает своё благополучие с такими личностными качествами как настойчивость, оптимизм и экстраверсия. «Подростки считают, что трудно быть счастливым, если у вас нет взаимоотношений с миром. То есть, по их мнению, человек, у которого есть коммуникативные навыки, может быть счастлив, а индивид, не умеющий общаться, – несчастлив. Более того, они отмечают, как важно быть полезным этому миру, и оценка людьми самого подростка в его будущем и настоящем. И здесь (в этом списке факторов) стоит интерес к своей деятельности. В компоненте счастья лишь у 3% опрошенных связывают счастье с «ничегонеделанием». Подростков пугает сложность поиска интересной деятельности, и они также опасаются, что не удастся реализовать себя. То есть для большинства счастье — это когда ты чем-то занят», — отметила Маргарита Изотова.
Отметим, что психологи давно занимается исследованием этой темы. В 1973 году категория «счастье» стала предметом изучения научной психологии. А первый анкетный опрос с целью исследовать это чувство и состояние провёл бихевиорист Джон Уотсон.
Рената Ильясова / ИА «Диалог»