Джаз играют больше века. За это время он пережил пик популярности, тяжёлые времена и разделение на множество стилей. Но всегда бэнды выступали и давали концерты. И если людям нужен был джаз, он звучал на улицах, в борделях, на вечеринках и даже на похоронах. Как и где играли оркестры, когда танцующих было больше, чем слушающих, и почему современные джазовые концерты стали именно такими — «Диалогу» рассказали музыкант и ведущий фестиваля JAZZMAN, который пройдёт 9 марта, Вова Чё Морале и его участницы — руководитель Divine Chorus Line Полина Новожилова и солистка коллектива Елена Маркова.
Из кварталов Нового Орлеана до концертных площадок
К XXI веку джаз приобрёл репутацию академической музыки. А с лёгкой руки ещё Максима Горького его стали всё чаще называть «музыкой толстых» (писатель имел в виду буржуев), вменяя направлению излишнюю салонность и некоторую рафинированность. Но эти слова точно не про джаз на заре его появления. В Новом Орлеане, где по легенде он появился, всё было пропитано музыкой. Мелодии звучали из салунов, кабаков, из окон игорных и публичных домов. Бэнды аккомпанировали самым разным событиям жизни человека — играли на парадах, пикниках, вечеринках, свадьбах и даже на похоронах.
Впрочем, первые ансамбли собирались и играли не совсем джаз, а регтайм – это жанр американской музыки, популярный с 1900 по 1918 года. От него будущая классика унаследовала ритмическую свободу и характерную «разорванную» мелодию. Родоначальниками стиля стали Сидней Беше и Кинг Оливер. Исполнители тех лет собирались и начинали играть на музыкальных инструментах, которые были под рукой. В крайнем случае брали простые предметы быта — главное, чтобы был звук. Вокалист и трубач Вова Чё Морале рассказал, что его коллеги, музыканты в начале века джаза, в основном, были самоучками. Некоторые осваивали игру в военных оркестрах. А консерваторию самому Луи Армстронгу заменила колония для несовершеннолетних. Он попал туда после хулиганского поступка — стрельбы из украденного пистолета на улице.
В портовый Новый Орлеан постоянно приходили корабли, и моряки сходили на берег в поисках развлечений. И регтаймовые, а потом и джазовые бэнды быстро стали частью особой атмосферы города. На африканские ритмы повлияла европейская музыкальная традиция, и вскоре родился джаз. Уже в 1917 году белые музыканты из Original Dixieland Jass Band первыми записали на пластинку свой сингл — «Livery Stable Blues». Распространение композиций в записи стало мощным толчком для популяризации джаза. Его полюбили в Мемфисе, Сент-Луисе, Чикаго, Нью-Йорке и Канзас-Сити. А на окраинах крупных городов США джаз играли в клубах гетто. В эту эпоху, рассказывают музыканты, большинство людей не столько слушали музыку, сколько танцевали под неё и просто отдыхали.
Сегрегация не остановила распространение джаза, и его играли, как в заведения для белых, так и в местах для цветного населения. Хотя большинство музыкантов было чернокожими. Как правило, бэнды ангажировали на определённое время. Типичный состав ансамбля тех лет состоял минимум из пяти инструментов — это контрабас, барабан, гитара, банджо или пианино, труба и саксофон. Оркестры активно конкурировали между собой за лучшие площадки, а музыканты свободно переходили из ансамбля в ансамбль.
Расцвет джаза пришёлся на непростое время. Сначала в 1920-м году в силу вступил «Сухой закон», а потом страну «накрыла» Великая депрессия. Многие лишись работы или потеряли накопления, так что населению было не до музыки. Однако бутлегеры (подпольные торговцы спиртным) приютили джаз в своих увеселительных заведениях и подкармливали музыкантов. В это же время джазовые концерты стали признавать частью культуры. К 1920 году эта музыка зазвучала в фешенебельных ресторанах и концертных залах.
«В дорогих заведениях сохранилась та же форма выступлений. Небольшой бэнд играл стандартный репертуар, а на вокале была певица. Множество оркестров продолжали также играть на вечеринках, но постепенно появились звёзды джазовой музыки, которые отделились от общего течения. Эти новаторы придумали новые стили. Публика стала привыкать слушать джаз, не танцуя. В оркестрах всё чаще появлялись вокалисты, инструментальная часть становилась сложнее, стремясь уйти от развлекательности», — рассказал джазовый вокалист, трубач, фронтмен коллектива Sweet Hot Jazz Band Вова Чё Морале.
Ключевыми фигурами новой эпохи в истории джаза стали Чарли Паркер (саксофон) и Диззи Гилеспи (труба). Они придумали БиБоп, в котором вывели импровизацию на новый уровень, а темп — взвинтили. Музыканты этого направления обыгрывали не мелодию, а гармонию. Вскоре выделился ещё один стиль — кул-джаз (в переводе прохладный или спокойный). Бешеная скорость и гармоническое разнообразие сменились меланхолическими ритмами. Звёзды джаза, например, Луис Армстронг и Луи Прима, выступали как шоумены. Они делились с публикой своей энергией, драйвом и позитивом. И их популярность в то время, как рассказывают музыканты, была сопоставима с отношением публики к «Битлз».
И хотя джаз добился, чтобы публика отдышалась от телодвижений и стала к нему прислушиваться, под него всё также любили танцевать. Тем более, что каждое новое десятилетие порождало свой стиль. Так, концерт Бенни Гудмена в танцзале «Паломар» 21 августа 1935 года считается началом «эры свинга».
«Люди проводили своё свободное время — танцуя. Это стало частью быта. Свинг занял своё место в культуре социальных танцев. Если вернуться во времени назад, то сначала был фокстрот в 1920-30-е годы, квикстеп и чарльстон в 1920-е, а с 1930-х — свинг. Джазовый танец для тех лет был также популярен, как диско в своё время», — рассказала солистка Divine Chorus Line Елена Маркова.
В это время игру бэндов стали дополнять коллективными или сольными выступлениями танцоров. Концерты стали походить на шоу, и это привлекало зрителей. Но не все музыканты стремились заключить такое партнёрство. Некоторые джазмены, которые уходили в сторону сложных музыкальных экспериментов, принципиально не привлекали танцоров.
Популярность джаза стала падать, когда телевидение в 1960-е получило широкое распространение. Как только с экранов начали пропагандировать поп-музыку, джаз стал терять свою остроту и актуальность. И джазовые концерты перешли в ранг полуэлитарного искусства.
Где и как играют джаз сегодня
В наши дни концерты не сильно отличаются от выступлений бэндов золотой эпохи джаза. И всё же, как отмечают современные музыканты, уже нет того драйва 30-х. И дело не в отсутствии «сухого закона», который сделал вечера тех лет полукриминальным досугом. Место, которое когда-то занимал джаз на передовой индустрии развлечений, сегодня отдано фанку, диско, року и современному попу. Хотя своим появлением они во многом обязаны «музыке толстых».
«Большинство джазовых музыкантов не хотят никого развлекать. Они погружаются в сложные созвучия более поздних проявлений джаза. Особенно в российских реалиях. В Америке и Европе периодически случаются камбэки. Исполнители, влюбляясь в стилистику 30-х, пытаются переосмыслить тот огромный культурный пласт, который, по сути, может принести миру много радости. Иногда даже эти попытки оборачиваются культурными прорывами. Например, сегодня музыканты играют нео-свинг и электро-свинг. В последнем довольно смело смешаны электронные инструменты с живыми», — пояснил Вова Чё Морале.
Импровизация, которой славился джаз во все времена, тоже сохранилась. Правда, не без изменений: на концертах музыканты-виртуозы включают в свои композиции электронные инструменты и идут на концептуальные допущения ради нового звучания. В том числе и эти усложнения привели к почти полному раздору между исполнителями с танцорами. Эксперты считают, что современные джазовые концерты ориентируются, скорее, на слушателя.
«Не часто увидишь, что выступление музыкантов поддерживается соло-танцором, а, уж тем более, коллективами. Места, где идут выступления сейчас, зачастую не предполагают наличие площадки для танцев. Поэтому в наши дни для многих джазовый танец — это либо профессиональная деятельность, либо хобби. И танцуем мы чаще на специальных вечеринках, опен-эйрах, организованных школами», — отметила руководитель Divine Chorus Line Полина Новожилова.
Сегодня в Петербурге джаз играют на самых разных площадках: в ресторанах и ориентированных на эту музыку клубах. Существует в городе и своя Филармония джазовой музыки, а несколько раз в год проходят крупные фестивали. При этом бэнды уверены, что в их силах создать настоящую джазовую атмосферу. И, как и сто лет назад, музыка для хорошего концерта важнее места.
Подготовила Рената Ильясова / ИА «Диалог»