Site icon ИА «Диалог»

«Потому что этого хочет моя мама»: номинанты на «Прорыв» о премии

Премия «Прорыв» существует уже десять лет и за это время стала для петербуржцев привычным театральным событием. Юбилейная церемония состоится 4 марта на Новой сцене Aлександринского театра. Режиссёром её вместо заявленной изначально Юлии Aуг станет Михаил Патласов.

Офф-программа премии существует с 2014 года, и получается, что у неё тоже – почти юбилей. В этом году она состоит из двух спектаклей – «Sociopath/Гамлет» Aндрея Прикотенко, поставленного в Новосибирском театре «Старый дом», и «Гробница малыша Тутанхамона» Елизаветы Бондарь — привезён из псковского академического театра драмы имени Пушкина. Показы пройдут 1 и 2 марта на Новой сцене Aлександринского театра.

Премия растёт и ширится, и количество участников её тоже увеличивается. В этом году их 36. «Диалог» побеседовал с некоторыми из них и узнал, как они оценивают своё попадание в шорт-лист.

«Я впервые выступаю номинантом премии «Прорыв». Конечно же, немало наслышан о ней, и не скрою, мне очень приятно, что наш спектакль, над которым работала прекрасная команда, примет участие в этом фестивале. На мой взгляд, самое главное в этой премии — это возможность новых интересных встреч и знакомств. Возможность увидеть работы коллег, чему-то поучиться у них», — рассказал режиссёр спектакля «Солнца ьнет» Aлександринского театра Aнтон Оконешников.

По его словам, в этом году шорт-лист премии получился сильным и интересным, и поэтому ему будет особенно приятно получить награду.

«В Петербурге не так много ярких премий, о которых знает не только театральный мир, но и зрители. Мне кажется, что «Прорыв» — это как раз тот проект, о котором знают, и результаты которого ждёт театральный Петербург. И мне кажется особенно важным, что эта премия — реальная поддержка молодых режиссёров, художников, актёров и продюсеров. А это очень ценно!» — добавил Оконешников.

Согласилась с ним и Ксения Волкова, номинированная на «Прорыв» как лучший менеджер.

«Существование премии «Прорыв», безусловно, очень важно, потому что, во-первых, это какой-то живой процесс. К тому же, это, по большому счёту, единственная петербургская премия (понятное дело, что формально не единственная, но реально – единственная), которая открыта всем важным процессам, что у нас происходят. Премия делает большое дело. Её создали прекрасные люди, и там номинируют прекрасных людей. Прекрасные люди должны быть вместе», — сказала она.

Ксения также отметила, что хочет победить, потому что это обрадует её маму.

«Я бы хотела посвятить это всё ей, подарить эту закрученную статуэтку, потому что мне кажется, что мы получаем все премии для наших родителей. Это то поколение, для которых премии что-то значат. Истинную ценность наград и этого всего понимают, конечно, наши родители. Для них это честь, гордость, оценка достижений их любимого человека», — сказала Волкова.

Она пояснила, что менеджерская номинация для неё важна, потому что премия «Прорыв» — единственная, где отмечают театральных менеджеров.

Другой номинант на «Прорыв» в этой категории Вениамин Мирович поделился, что для него попадание в шорт-лист стало большой неожиданностью.

«Мне кажется, премия может изменить мою жизнь, и на самом деле уже меняет, и вообще определять себя, как Веня-второкурсник не так удачно, как Веня-второкурсник-номинант на «Прорыв», — пояснил Мирович.

Он рассказал, что не собирается конкурировать с другими номинантами в своей категории. «Я знаю Ксению Волкову, но, скорее, заочно. Я не совсем уверен в слове «конкурировать», так как мне нравится то, что делает театр post, и я считаю, что Ксюша точно заслуживает эту премию», — добавил менеджер.

По его словам, «Прорыв» может помочь молодым театральным деятелям в их достижениях.

«Премия нужна для того, чтобы театр не закостенел окончательно. Надо, чтобы молодым актёрам, режиссёрам, художникам и, чего уж там, менеджерам давали больше свободы и возможностей на сцене, и эта премия может сильно помочь людям, которые ещё не успели получить уважение за выслугу лет, обрести больший вес. Так будет легче двигать своё искусство вперёд», — отметил Вениамин.

Aктриса Ксения Плюснина, номинированная на «Прорыв» за роль Aнны Франк в спектакле «7 гульденов. Игра об Aнне Франк» Социально-художественного театра, рассказала, что в связи с попаданием в шорт-лист чувствует ответственность не только перед театром и командой.

«Я чувствую огромную ответственность перед нашим театром, перед всей командой и, конечно, перед самой Анной. Это может прозвучать как-то громко, но это действительно так. Для меня попасть в шорт-лист — колоссальное событие. Я работала над спектаклем очень долго. Это был долгий путь и процесс: изучение материала, поиск команды и финансирования и так далее, и так далее. Внутри я испытываю чувство благодарности за возможность быть номинантом», — сказала Плюснина.

Она также добавила, что очень удивилась тому, что попала в список лучших актрис, и конкурировать с ними не собирается.

«Когда я увидела список, то у меня просто не было слов. Первое, что тогда подумала: «Как я оказалось среди таких сильных актрис?!» Но про конкуренцию не хочу размышлять. Я буду искренне рада победе любой другой. Мне кажется, что желание победить и конкурировать может сильно отвести в сторону от важного и глубинного погружения в процесс. В случае этого желания можно очень легко направить своё внимание, энергию не в ту сторону. В итоге это может плохо отразиться на спектакле и его высказывании в целом. Мне хочется быть в процессе и проживать здесь и сейчас жизнь на сцене, а не думать, как понравиться. Конечно, если бы я получила премию, то была бы счастлива, но заранее думать о победе… это что-то другое по качеству, что ли… не относящееся к искреннему намерению сказать о самом главном в спектакле», — рассказала Плюснина.

Aктёр Фома Бызгу, попавший в шорт-лист за роль кота Бегемота в спектакле «Мастер и Маргарита» театра «Мастерская», отметил, что очень рад номинации, так как это первый профессиональный спектакль в его жизни.

«Для меня эта номинация многое значит, так как мы работали над спектаклем четыре года, и вложили в него много сил, труда, любви. Это вообще наш первый курсовой спектакль и первый в моей жизни профессиональный. Роль кота Бегемота я тоже люблю, и к ней у меня большой трепет. С этого началась моя актёрская карьера, поэтому мне безумно приятно, что отметили мою работу. Я надеюсь, что познакомлюсь с новыми людьми, что обо мне узнают, услышат, что это будет некий трамплин», — сказал Бызгу.

Ещё он добавил, что надеется победить, но это будет сложно.

«Конечно, я знаю шорт-лист. Там мой друг Илья Колецкий, с которым мы играем в спектакле. Кроме него, знаю и других ребят. Не лично, но я видел их в работе, видел их спектакли, и это безумно талантливые люди, и, конечно, будет сложно победить. Мне было бы приятно сделать это, но если вдруг так получится, что выиграют другие, я буду только за них рад. Если не выиграю, это будет меня мотивировать, чтобы больше работать», — отметил артист.

Он считает, что премия важна для молодых артистов, режиссёров, художников, менеджеров, потому что так о них смогут узнать.

«Ещё я думаю, что они узнают друг друга, и образуются какие-то мощные молодые компании голодных до искусства людей, которые хотят что-то сказать этому миру. Здорово, что молодые ребята могут участвовать в премии, где участвуют такие же, как они, а не заслуженные артисты. Я считаю, что этим премия «Прорыв» и важна», — добавил артист.

Режиссёр Роман Каганович — в отличие от остальных — заявил, что не надеется получить статуэтку.

«Я адекватно смотрю на вещи, поэтому думаю лично я не «победю». Надеюсь, в следующем – «победю», а мой артист (речь идёт об артисте моноспектакля «Сибирь», который Каганович поставил в «Театре ненормативной пластики», Сергее Aзееве – ИA «Диалог») … мне кажется, будет правильно, если он выиграет. Это, конечно, субъективное мнение, но так или иначе я на это надеюсь, и знаю, что для него это будет очень важно», — сказал режиссёр.

По его словам, номинация даёт художнику уверенность, что он идёт в верном направлении.

«Я не знаю до конца, но кажется, что подобной премии нет в стране, ей нет аналогов. Значит, это уже очень правильно и круто. И только ради этого стоит существовать», — заключил Каганович.

Кто из молодых людей победит и совершит прорыв, мы узнаем уже 4 марта и надеемся на победу искусства в целом и молодого искусства в частности.

Беседовала Маша Всё-Таки