17 февраля 1988 года в возрасте 27 лет погиб поэт, исполнитель песен Александр Башлачёв. Со дня его смерти прошло более 30 лет, и в этом году в Петербурге может появиться бронзовый СашБаш. Уже готова гипсовая форма для будущей скульптуры, и подошёл срок, после которого, согласно постановлению правительства города, почившим знаменитостям можно устанавливать памятники. Об истории создания памятника — от идеи до этапа литья и заявки в Общественную палату — «Диалогу» рассказала скульптор Мария Иванова-Очерет.
Самый большой проект
У меня особое отношение к Александру Башлачёву. Его творчество было самым горячим увлечением юности. Попались как-то его стихи и остались в памяти: «Спасибо, Башлачёв, палата № 6». Очень долго искала публикации о поэте, но после трагической гибели о нём очень мало писали. Я была серьёзным «фаном», если к его творчеству применимо такое слово. В дни памяти — 17 февраля и 27 мая (дни смерти и рождения поэта) — приезжала на Ковалёвское кладбище, где похоронен Башлачёв. В эти даты там можно не только почтить его память, но и пообщаться с другими поклонниками.
В первый раз об идее установки памятника я услышала в 2011 году. Мой друг и тоже поклонник поэта Сергей был уверен, что проект должен реализовать хорошо знающий и понимающий творчество СашБаша скульптор. На начальном этапе не было никаких средств, и если бы речь шла не о Башлачёве, я бы не взялась. Сейчас это мой самый большой скульптурный проект, которому я посвятила несколько лет жизни.
Из Череповца в Петербург
Изначально саму скульптуру предполагалось разместить в Череповце (место рождения Александра Башлачёва). Но со временем решили, что памятник лучше установить в Петербурге. Многие друзья и поклонники Башлачёва так захотели. Здесь работаю я, первые эскизы были сделаны в этом городе, и у самого поэта всё пошло отсюда.
Деньги на памятник искали в несколько этапов. Сначала на платформе Planeta.ru, но всю сумму собрать не удалось. И средства после первой кампании потратили на каркас и на станок для скульптуры. Чтобы снять форму с глиняной модели, деньги также собирали через краудфандинг и социальные сети.
30 лет – время признания
Как правило, памятники посвящают людям, которых давно нет на свете. Но сейчас мир сильно ускорился. По закону в Северной столице можно инициировать установку, если прошло более 30 лет со дня смерти человека. Конечно, при условии, что это достойная личность, которая оказала влияние на культуру, науку, политику или общество. Наша идея с памятником Башлачёву приобрела серьёзную общественную поддержку, и не только в рок-тусовке. Мы подали заявку в Общественную палату города, там к проекту отнеслись благосклонно. Но нас попросили дождаться срока – 30-летия со дня смерти. Сейчас, в 2019 году, есть все шансы завершить работу. Сбор денег на литьё и процесс согласования установки идут параллельно. Всё идёт по плану, но поддержка не помешает, ведь в Петербурге ещё нет памятников этому поколению.
Из глины в бронзу
Работу над памятником я начала несколько лет назад, в 2016 году. На его создание ушло два года. Это оказался сложный проект, при этом за труд не предполагался гонорар, а средства на существование надо было откуда-то брать, как и энергию на работу.
Скульптуру делала у себя в мастерской, памятник высотой в 2,5 метра едва туда вписался. Сначала сделала каркас, который служил «скелетом» для памятника. Затем, когда этап работы с глиной был завершён, нужно было отформовать проект. Глина — материал не вечный, и скульптура из неё начала всячески «двигаться», местами подсыхала. Так что даже было ощущение, что в ней кто-то поселился, что у нее есть свой обмен веществ. Я очень волновалась: как это скажется, когда мастер будет делать гипсовую форму. Но всё прошло удачно и без утрат. Сейчас готовые формы, снятые со скульптуры, лежат у меня в мастерской. Их ещё предстоит отдать литейщикам. Для этого надо найти деньги на отливку — около 800 тысяч рублей. Сейчас идёт сбор средств в социальных сетях: «ВКонтакте» и на Facebook. Жертвователи перечислили уже 20% от необходимой суммы. Памятник будет в бронзе. Есть, правда, более дешёвые варианты из полимеров, но решили, что поэт достоин этого металла. Тем более скульптура получилась очень портретная, и бронза — тот материал, который передаст все детали.
Не условное сходство
Памятник выполнен в реалистичной манере с достаточно подробной проработкой. Я показывала скульптуру многим друзьям Саши Башлачёва, людям, которые его помнят. И они его реально узнавали. В частности, сходство подтвердил художник и один из создателей объединения «Митьки» Виктор Тихомиров. Они дружили, последние дни жизни Башлачёв жил у художника в мастерской. Также журналист и музыкальный критик Артемий Троицкий высоко оценил проект, когда увидел его в настоящую величину. Для меня было важно, чтобы Башлачёва узнавали. Не хотела бы услышать, что получилось условно или не красиво, поскольку Саша парень был красивый — это все говорят. Фотографий, по счастью, много осталось, и они были сделаны с разных ракурсов, что помогло в работе.
Широкий жест на берегу Невы
Проект разработан для установки в лирическом и несколько пустынном месте набережной Невы — в парковой зоне на проспекте Обуховской обороны. Мы подобрали эту локацию, потому что она подходит образу памятника и находится рядом с метро. Весьма вероятно, что там его и разместим. Получить разрешение на место в центре города очень сложно. Центральные районы перегружены, их просят не трогать, и направить усилия на другие уголки Петербурга. А это место у реки в створе улицы профессора Качалова прямо напрашивается на благоустройство.
Памятнику Башлачёву нужно пространство, простор и покой. В его композиции есть широкий жест руками, и было бы не очень хорошо зажимать его между домами. Скульптура будет небольшой, и «отрывать» от земли мы её не будем. Так у людей будет с памятником контакт, что называется, глаза в глаза.
Поддержать проект установки памятника Александру Башлачёву можно по ссылкам здесь или здесь.
Подготовили Евгений Степанов и Рената Ильясова / ИА «Диалог»