Выступая в среду, 13 февраля, с отчётом перед депутатами Законодательного Собрания, вице-губернатор Николай Бондаренко заявил о нехватке кадров, техники и средств в области зимней уборки. Для решения проблемы он предложил изменить систему финансирования дорожных предприятий по образцу Москвы, передаёт корреспондент «Диалога».
«Вопрос заключается в одном – может ли коммунальный комплекс обеспечить эффективную уборку города в тех погодных условиях, которые сложились нынешней зимой? Могу ответить однозначно, что в таких аномальных условиях невозможно стопроцентное выполнение [предусмотренного нормативами] объёма работ за короткий срок. < …> Все расчёты сводятся к цене уборки одного квадратного метра дороги, который рассчитывается на основе двух документов – сборника территориальной нормативно-сметной базы Санкт-Петербурга от 2012 года и норматива финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог регионального значения, ежегодно утверждаемого комитета по экономической политике. Возьмём, к примеру, предприятие ГУДП «Путь», которое обслуживает Кировский и Красносельский районы: оно имеет 4 колонны, в общей сложности – 197 единиц техники для уборки дорог и тротуаров. Количество водителей для этого числа техники – 360 человек, то есть менее двух водителей на машину. Чтобы соблюдать трудовое законодательство и обеспечивать круглосуточную работу уборочной техники, сейчас нужно 788 водителей (4 водителя на каждую единицу техники). Пусть часть из них будет совмещать работу на этих машинах с другими – возьмём тогда для расчёта цифру в три человека на машину, как работает Москва. Имеющаяся техника работала бы более эффективно – до 24 часов в сутки. А в соответствии с ГОСТом, этому предприятию для содержания 7 миллионов квадратных метров территории необходимо 460 единиц техники, и 1380 водителей для работы с ней. Для осуществления комплексной уборки города в соответствии с вышеупомянутым сборником из бюджета города необходимо было бы выделить 3,25 млрд рублей. В соответствии с нормативом финансовых затрат, утверждённым нашим же комитетом по экономике, только на уборку проезжей части и тротуаров нужно было бы выделить миллиард рублей, тогда как сумма фактически заключённого государственного контракта – 747 миллионов рублей. Таким образом, недостаток фактического финансирования составляет 2,5 млрд рублей. В других районах мы видим аналогичную картину», — заявил Бондаренко.
Практически прямой причиной нехватки кадров, по словам вице-губернатора, является невысокая зарплата. Например, Бондаренко посетовал на то, что произошёл массовый отток водителей дорожной техники на ЗСД, где зарплата выше в два с лишним раза (70 тысяч рублей против 30-32 тысяч). Нормативы финансовых затрат на предприятиях оказываются в среднем в два раза больше сумм государственных контрактов. Цена погрузки снега тоже занижена и не покрывает фактически понесённые затраты.
«Всё было взято с потолка. Никто никогда не рассчитывал экономически обоснованный тариф по уборке внутриквартальных территорий. Одна Оксана Дмитриева в Законодательном Собрании вникла в эту проблему, и уже целый год говорит о том, что мы работаем по экономически необоснованным тарифам. Эта снежная и сложная зима выявила то, что систематическое недофинансирование сферы ЖКХ в течение ряда лет привело к тому, что отрасль находится в глубоком кризисе. Это как сырые патроны – надо стрелять, а они не готовы. Прошедшие несколько зим были относительно лёгкими – это привело к расслабленности и несогласованности действий хозяйствующих субъектов», — подытожил Бондаренко.
Вторая проблема – нехватка уборочных машин: в ГУДП «Центр», которое занимается очисткой центральных районов города, на 6 миллионов квадратных метров тротуаров приходится 313 единиц техники, тогда как по технологическим регламентах расчётная потребность составляет 518 единиц. И.о. губернатора Александр Беглов уже анонсировал закупки уборочной техники в 2019 году, но не факт, что они станут реальностью.
«В Москве существует ГУП «Автомобильные дороги», которое убирает и дороги, и тротуары. Они работают на прямом бюджетном финансировании, тратят столько, сколько нужно, тогда как мы ограничены суммой контракта», — отметил вице-губернатор.
Он добавил, что снегоплавильные пункты не справляются с объёмом снега – они просто не могут принять такое его количество – а все свободные площадки для складирования осадков забиты. Сбрасывать собранный материал в реки глава города запретил, поэтому Бондаренко напомнил о том, что до 2016 года, когда в городе массово применялись реагенты, проблем было меньше. Сейчас решений о возвращении к использованию реагентов пока нет, но – слово прозвучало.
«Предлагаю разработать общий план модернизации жилищно-коммунальной отрасли, который предусматривал бы поэтапное увеличение финансирования уборки улично-дорожной сети (в том числе для увеличения штатной численности водителей специализированной техники). С учётом мнения горожан будет определён порядок применения противогололёдных реагентов. Финансовому блоку предлагается предусмотреть выделение средств на приобретение уборочной техники и средств малой механизации. Будет определён порядок парковки транспортных средств на УДС, способствующий своевременной уборке города от снега», — предложил Бондаренко.
В итоге «правительственный час» завершился до срока, и не все депутаты успели задать свои вопросы. «Мы возмущены тем, что мы не смогли задать все вопросы господину Бондаренко. Первый раз такое происходит на моей памяти», — заметил депутат Алексей Ковалёв, возглавляющий фракцию «Справедливая Россия». Спикер ЗС Вячеслав Макаров поспешил успокоить коллег, заявив о том, что формат мероприятия всё равно не подразумевает вынесения официальной оценки, а также принятия постановлений.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»