Site icon ИА «Диалог»

Гололёд и ДТП: можно ли получить компенсацию за плохую уборку дорог?

Зимой количество дорожно-транспортных происшествий традиционно увеличивается. Конечно, причиной аварии может быть элементарное нарушение водителем ПДД, например, несоблюдение скоростного режима, но нередко этому способствуют и погодные условия: неубранный снег, гололедица. «Диалог» выяснил, можно ли отсудить компенсацию ущерба за поврежденный автомобиль, если причина ДТП – плохая уборка дорог.

В суд с доказательствами

По словам экспертов, если человек попал в аварию по вине дорожников или коммунальщиков, то первый шаг заключается в том, чтобы доказать – действительно ли проезжую часть не убирали, а если и делали это, то недостаточно хорошо. В данном случае нужно быть готовым к тому, что компания, которая несёт ответственность за участок, где произошло ДТП, будет яростно доказывать свою правоту. Например, ответчик может ссылаться на то, что автовладелец выбрал неправильный скоростной режим, а значит — виноват сам. Чтобы этого не произошло, специалисты советуют собрать как можно больше доказательств с места происшествия.

«Сначала необходимо вызывать ГИБДД. Инспектор проведёт осмотр и укажет в постановлении, что стало причиной происшествия, по вине кого это случилось. Также необходимо всё зафиксировать. От того, насколько тщательно это сделает пострадавший, будет зависеть дальнейшая судьба дела. Нужно сделать фото, например, колеса — если пробито, царапин, крыши машины, даже номера дома и улицы, где произошла авария. Далее требуется сделать экспертизу автомобиля, чтобы оценить ущерб», — объясняет юрист Нина Гермисова.

Отдельное внимание специалисты советуют уделить протоколу ГИБДД, так как в судебном разбирательстве он будет играть ключевую роль.

«Правила дорожного движения предписывают, что водитель должен выбирать скорость с учётом дорожных условий. Поэтому важный момент здесь заключается в том, что напишет сотрудник ГИБДД: человек неправильно выбрал скорость или виноваты дорожные условия. Если в протоколе указан первый вариант, сначала придётся это обжаловать. Потом нужно доказать, что скоростной режим был верным и соответствовал погодным условиям. Другими словами, сначала требуется установить, что причина ДТП – не нарушение со стороны водителя, а именно состояние дорожного полотна», — объясняет правозащитник Александр Холодов.

Он также назвал ещё одно косвенное доказательство правоты водителя. Так, для автовладельца будет не лишним выяснить, как часто на конкретном участке дороги происходят аварии.

«Давайте представим, что на одном месте произошло 10 аварий. Это говорит о том, что не человек выбрал не ту скорость, а дорожная обстановка была такой, что как бы он не ехал, то всё равно попал бы в ДТП. Опять же, мы рассматриваем ситуацию, когда одна машина попадает в дорожно-транспортное происшествие, а если сталкиваются две, то, однозначно, ГИБДД напишет, что кто-то нарушил ПДД. Это значит, что привлечь дорожников будет очень сложно. Тем более, что пострадавшая сторона получит деньги по страховке», — пояснил Холодов.

В целом, эксперты говорят, что в России не так часто обращаются в суд с исками к дорожникам или коммунальщикам, потому что не хотят сталкиваться с судебными разбирательствами.

«Возможность выиграть суд оцениваю где-то 50 на 50. Но считаю, что нужно бороться. Зачастую люди обращаются к специалисту за консультацией и решают, что ввязываться в это уже нет смысла, потому что дело может затянуться на срок от полугода до года. Все издержки изначально оплачивает сам истец: это и госпошлины, и экспертиза. В итоге, человек думает, что ему проще самостоятельно отремонтировать свой автомобиль, чем тратить деньги на все судебные издержки, чтобы потом — возможно — их компенсировать. Уверена, что именно из-за такой логики в нашей стране всё так безнаказанно. Если бы каждый обращался, была бы другая ситуация: дороги бы были чище, да и сосульки на крышах так не висели», — считает юрист Нина Гермисова.

На личном опыте

Ксения Чешева попала в аварию около полудня 1 декабря 2017 года. Тогда она была на 32 неделе беременности и везла старшего, на тот момент шестилетнего, сына в парикмахерскую. Как рассказала женщина корреспонденту «Диалога», она ехала на автомобиле Suzuki Swift по Выборгскому шоссе, недалеко от посёлка Первомайское, по Лисьей дороге, как её называют в народе.

«Мы ехали 60 [километров в час], может, даже чуть медленнее. Быстро ехать я не могла из-за беременности и в силу того, что на заднем сидении находился ребёнок. У нас на дороге есть колдобина, куда попало моё колесо, машину немного шатнуло, я заехала на снежный вал на нерасчищенной трассе, и нас понесло. Всё, что я успела сделать – это крикнуть ребёнку: «Держись!». Нас вынесло боком сначала на встречку, потом развернуло, затем мы на обочине ударились о дерево и слетели с дороги, перевернувшись на правый бок. Повезло, что проезжающие машины остановились, нас отвезли в больницу. У меня было выбито плечо, кровь из носа текла, сын был с разбитым подбородком», — вспоминает Ксения.

По её словам, снегоуборочная техника прошла по этому участку только после аварии, когда стало известно, что в неё попала беременная женщина с малолетним ребёнком.

«Почему они не проехали утром? У нас авария произошла почти в 12 часов дня. Где они были раньше? На этой дороге регулярно кто-то «вылетает», у меня соседка тоже будучи беременной попала в аварию, ноги сильно повредила. В этом году тоже уже были случаи. То есть дорогу не чистят систематически», — говорит Чешева.

После ДТП она пролежала неделю в больнице, а потом стала собирать документы, чтобы обратиться в суд. Это не первое подобное судебное разбирательство в жизни Ксении. В 2010 году на её автомобиль со здания упала штукатурка. В результате ей удалось собственными силами отсудить у управляющей организации 50 тысяч рублей на ремонт автомобиля. В этот раз женщина обратилась к юристу.

На данный момент она уже отремонтировала пострадавший в ДТП в декабре 2017 года Suzuki, потратив на это 200 тысяч рублей. Эту сумму, а также затраты на экспертизу машины и на юридические услуги, пострадавшая и хочет взыскать с компании, отвечающей за участок трассы на Выборгском шоссе.

«Сама процедура обращения в судебную инстанцию несложная. После больницы я приехала в ГИБДД, взяла копию дела для адвоката, сделала экспертизу по автомобилю, чтобы уточнить, какой нанесён ущерб. Если ущерб нанесён ещё и здоровью, то тоже нужна соответствующая экспертиза. Но этого я уже не делала, мне просто хочется вернуть потраченные деньги, чтобы выйти «в ноль». В конце я оплатила госпошлину и составила доверенность на адвоката, которому передала все документы», — рассказала истец.

Правда, после обращения в суд, дело вернули, потому что, как выяснилось, компания-ответчик была зарегистрирована не на тот адрес, который указан в контактной информации на сайте организации. После уточнения этого нюанса, адвокат Ксении обратится к служителям Фемиды повторно. Так что эксперты советуют точно определять место регистрации ответчика, чтобы начало судебного процесса не затягивалось с самого начала.

Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»

Ранее «Диалог» писал материал о том, как получить компенсацию за травму, полученную из-за плохой уборки городских улиц от снега и наледи. Подробности читайте здесь.