Летом 2019 года в Петербурге приступят к строительству Восточного скоростного диаметра (ВСД), который должен улучшить транспортную систему города. Однако, если одни поддерживают проект, другие требуют изменить планы его реализации или вовсе «заморозить» до тех пор, пока не удастся найти золотую середину в целом ряде вопросов — это касается пути прохождения ВСД, сохранения памятников культуры и экологии. Аргументы «за» и «против» собрал корреспондент «Диалога».
Транспортный вопрос
Новую широтную магистраль в Смольном уже окрестили приоритетным стратегическим проектом Петербурга. Её планируют построить от ЗСД в районе Благодатной улицы, далее — в полосе отвода северного железнодорожного полукольца, через Неву и — к КАД, с которой пересечётся в районе деревни Кудрово.
«В совокупности с Западным скоростным диаметром широтная магистраль будет выполнять функции обхода центра Петербурга, подключит густонаселенные восточные районы и выведет на систему скоростных и непрерывных магистралей транзитный транспорт в обход загруженной улично-дорожной сети города. Также задача ВСД – перераспределить потоки наиболее загруженного участка КАД – от Пулковского шоссе до Мурманского шоссе, а также сформировать новую связь правого и левого берегов Невы, так как в его составе запланировано возвести новую переправу», — рассказали в пресс-службе КРТИ.
Разговоры о появлении ВСД ведутся давно, его предусматривал генплан Петербурга ещё с 1966-го. В конце же октября прошлого года врио губернатора Александр Беглов поручил активизировать работу в этом направлении. Планируется, что строительство Восточного скоростного диаметра начнётся уже в августе-сентябре 2019 года, а закончится через пять лет после этого.
«У Петербурга имеется успешный опыт строительства таких объектов на принципах государственно-частного партнерства. В новом проекте мы должны использовать опыт строительства ЗСД – от стадии проектирования до эксплуатации и финансово-экономической модели. Необходимо учесть все плюсы и минусы», — сказал Александр Беглов. Он также отметил, что уже обсудил этот проект с Министром транспорта России Евгением Дитрихом, и его собеседник оценил значимость строительства такого объекта в Северной столице.
Проект затронет Московский, Фрунзенский, Кировский и Невский районы. Эксперты уверены, что магистраль стоит в дальнейшем развить и дальше, чтобы облегчить жизнь как автомобилистам, так и рядовым гражданам, которым не придётся страдать от высокого трафика в черте города.
«На мой взгляд, всё правильно проектируется: ВСД будет проходить не только до КАДа, а продлится дальше и выйдет на трассу «Кола» в направлении Мурманска. То есть будет возможность перехватывать входящие потоки ещё до кольцевой автодороги. Например, люди, возвращаясь с дач, смогут уходить на систему скоростных дорог, не попадая на все эти развязки и не двигаясь по окружности кольцевой. Если рассуждать логически, то ВСД не только должен доходить до КАДа, но и выходить на Таллинское шоссе, чтобы перехватывать трафик ещё до Красного села», — уверен экс-председатель комитета по транспортно-транзитной политике Петербурга Андрей Карпов.
В КРТИ подчеркнули, что общая протяжённость трассы составит около 27,4 км. Предполагается, что она будет шестиполосной. 95% магистрали планируется построить в эстакадном исполнении. Стоимость объекта, по данным «Коммерсанта», превышает 180 млрд рублей.
Уже известно, что в рабочую группу по созданию ВСД вошёл сам врио губернатора Петербурга Александр Беглов, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и представители банка «ВТБ».
Голоса «против»
Несмотря на озвученную чиновниками перспективность проекта, некоторые жители выступают против строительства ВСД. Их поддерживает и часть депутатов петербургского ЗакСобрания. Так, например, после заявления нового вице-губернатора Северной столицы Любови Совершаевой о заморозке проекта музея обороны и блокады Ленинграда, парламентарий Алексей Ковалёв предложил сделать тоже самое с Восточным скоростным диаметром.
«Было сказано, что это делается, потому что есть неоднозначное мнение населения. Они [чиновники Петербурга] ссылаются на интересы блокадников, а на самом деле там самая дорогая земля в городе. И там будет застройка. Давайте тогда лучше ВСД заморозим, уж тут-то сколько неоднозначности», — возмущается депутат.
Из спорных вопросов он и его сторонники выделили тему трассировки магистрали, которая, например, может повредить целому ряду объектов культурного наследия.
«Магистраль создаёт огромные проблемы для жителей города, объектов культурного наследия, окружающей среды и зелёных насаждений. Речь идёт о парке 30-летия октября, об офицерской воздухоплавательной школе в Московском районе и ещё о более 20 объектах культурного наследия, попадающих в зону строительства», — говорит Ковалёв.
Представитель жителей Московского района Петербурга Анна Медведева также отметила Московский проспект, который сейчас защищён как единая композиция уличного фронта, Финляндский железнодорожный мост, церковь Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радосте» и саму реку Неву, входящую в число объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Градозащитники уверены, что шестиполосная магистраль существенно испортит не только облик Северной столицы, но и, в частности, вид на все эти архитектурные и природные объекты.
«Нам известно, что из ЮНЕСКО поступали письма в администрацию Петербурга, что недопустимо строить широтные магистрали через Неву. Конечно, за ВСД часть автомобилистов скажет «спасибо», но это в корне не решит транспортную проблему, как не решил её в своё время и ЗСД», — считает Медведева.
По мнению городских активистов, основной удар при строительстве Восточного скоростного диаметра придётся на Красногвардейский район. Некоторым кварталам здесь предвещают судьбу Канонерского острова.
«Там два варианта трассировки: либо Хасанская улица, либо улица Кржижановского. В первом случае, по самым скромным подсчётам, пострадают более 30 тысяч жителей. Трасса будет проходить прямо у них под окнами, вдоль домов, если не над ними. Соответственно это шум, загрязнения — всё тоже самое, что мы видим с ЗСД, например, на Канонерском острове. Все знают его историю и то, в каком состоянии он находится сейчас. Это практически необитаемые трущобы. В случае пролегания трассы по улице Кржижановского — всё ещё хуже, там получится порядка 37 тысяч «жертв» этого строительства», — уверена член бюро петербургского отделения партии «Яблоко» Софья Чистякова.
Ещё одним важным вопросом она назвала финансирование проекта, который планируется вести в рамках государственно-частного партнёрства. Городские активисты считают, что объект слишком дорогой и затраты на него не являются первостепенными, в то время как в Петербурге, например, стоит острый вопрос со строительством новых станций метро.
«Видимо, принцип будет такой же, как с ЗСД — то есть концессионное соглашение. Нам много говорят, что частный инвестор заплатит. Но никто не будет финансировать такой масштабный проект, не имея при этом гарантии от государства. Что мы сейчас видим на примере Западного скоростного диаметр? Это платная трасса, соответственно, доход с неё уходит инвестору, который вложился. Но как раз-таки по соглашению, город обязан компенсировать средства, которые не удалось добрать до 9,6 млрд рублей. Только за последние три года в среднем, Петербург выдавал инвестору в компенсацию порядка 6 млрд. В 2018 году 5,9 млрд, в 2017 – 5,4 млрд, в 2016 – более 6 млрд рублей. Это всё платит город. Получается, у него нет денег на то, чтобы строить метрополитен, но есть на то, чтобы доплачивать за ЗСД. Абсолютно ненормальная структура», — считает Чистякова.
Сейчас градозащитники на сайте change.org собирают подписи против строительства ВСД. В конечном счёте обращение планируют передать врио губернатора Александру Беглову как волю петербуржцев.
Также общественники предлагают и альтернативный проект, который подразумевает куда меньшие финансовые расходы и включает и личный транспорт, и общественный. Речь идёт о развитии широтного коридора, который свяжет улицу Коллонтай с Большим Смоленским проспектом, Большой Смоленский проспект с улицей Салова, Благодатную улицу с улицей Васи Алексеева.
Сторона защиты
Тем временем, в Смольном уверяют, что к голосу горожан прислушиваются. Для этого уже проведен ряд общественных слушаний во всех районах, которые затронет ВСД.
«Как раз по просьбе жителей Невского района трасса была максимально близко приближена к железной дороге», — отметили в пресс-службе КРТИ.
Что же касается привычки городских активистов сравнивать ВСД с Западным скоростным диаметром, то в ведомстве рассказали о проделанной работе над ошибками, которая позволила изменить ситуацию.
«Самое маленькое расстояние до жилых домов на будущей скоростной магистрали – 58 метров. Эта цифра немного даже выше существующей нормы. Никакого расселения в данном случае по закону не предусмотрено. Борьба с шумами будет происходить с помощью передовых технологий. Более того, это позволит снизить шумовое воздействие, которое сегодня создает центральное железнодорожное полукольцо», — пояснили в пресс-службе КРТИ.
В ведомстве отметили, что, к сожалению, обойтись без сноса некоторых объектов при строительстве такой магистрали не получится. Однако проектировщикам удалось снизить их количество за счёт того, что ВСД будет строиться в полосе отвода существующей железной дороги.
«Сразу подчеркнём, что на пути ВСД не встречается памятников архитектурного значения. С учётом той протяженности, которая обсуждается, под снос попадает только одно жилое здание по адресу улица Салова, 30, а также штаб-квартира Росгвардии на Ворошилова, 1, торгово-офисный центр на Московском проспекте и частично цеха завода «Электросила» на Московском проспекте. Что касается жилого дома, то он находится в промышленной зоне, это бывшее общежитие предприятий, которые находятся рядом. Расселение будет происходить по существующим в законодательстве нормам», — рассказали в пресс-службе комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга.
Скоростная пробка
Эксперты полагают, что вопрос строительства Восточного скоростного диаметра давно назрел, поскольку ЗСД с потоком уже не справляется. Другой вопрос — насколько безболезненно этот проект удастся воплотить в жизнь.
«Разговоры о том, что это никому не нужно, не совсем корректны. Например, автомобилисты уже шутят, что ЗСД – это западная скоростная пробка. Так что даже на скоростной дороге не всегда можно проехать быстро. Восточный диаметр разгрузит транспортные потоки, также как ЗСД частично разгрузила их на юго-западе и на Васильевском острове. Сейчас же получается, что у двух спальных районов, если брать Весёлый посёлок и Ржевку, нет возможности за короткое время добраться в центр. Как результат — ежедневные пробки и постоянные выхлопные газы, которыми дышат автомобилисты. Я знаю, что по реализации проекта есть ряд справедливых замечаний, но я не слышал ни одного вопроса, который нельзя было бы разрешить», — рассказал правозащитник Александр Холодов.
Другой эксперт — экс-председатель комитета по транспортно-транзитной политике СПб Андрей Карпов — уверен, что одного ВСД не достаточно, в городе нужно создать систему скоростных дорог.
«В моём понимании этого мало, ВСД и ЗСД нужно соединить скоростными хордами. Когда это произойдёт, можно будет поднять грузовое автомобильное движение на этот каркас дорог, чтобы грузовики не ехали по ординарной улично-дорожной сети города, а следовали до ближайшего съезда восточного или западного диаметров. Это нужно дополнять системой контроля за доступом грузового автотранспорта в город. Понятно, что при строительстве таких магистралей от каких-то издержек не избавиться и должны быть какие-то компенсаторные решения. Да, некоторые дома, особенно в районах старой застройки, придётся расселять. Но всегда ради будущего приходится чем-то жертвовать», — прокомментировал специалист.
Отметим, реализация проекта ВСД будет вестись поэтапно. По информации КРТИ, непосредственно процесс проектирования объекта такого масштаба займет не менее 1,5 лет с учетом согласования проекта Главгосэкспертизой. Параллельно с этим будут решаться имущественно-правовые вопросы, освобождаться территория под строительство.
Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»