Site icon ИА «Диалог»

Директор ЦВММ: «На самом деле, история Дороги жизни изучена очень мало»

ЦВММ Центральный военно-морской музей Дорога жизни

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"

Накануне годовщин прорыва блокады и её полного снятия Руслан Нехай, директор Центрального военно-морского музея – а в состав этого учреждения входит комплекс «Дорога жизни» в посёлке Ладожское озеро – заявил о намерении расширить экспозицию и логистическую доступность этого филиала. Напомним, что, помимо блокадных дат, ЦВММ в ближайшие дни отмечает ещё и собственный юбилей – 310 лет существования (24 января), передаёт корреспондент «Диалога».

«Экспозиция ещё будет расширяться и пополняться. Мы изучаем историю создания и работы Дороги жизни – и я прямо могу заявить, что на самом деле она изучена очень мало. Мы мало знаем людей, которые совершили здесь подвиги во время блокады, и очень мало знаем, на самом деле, о том, что здесь произошло. С прошлого года открыты все архивы в Гатчине, где находится архив Военно-морского флота. Знакомство с документами показало, что их огромное количество, и фактически каждый день Дороги жизни освещён – через донесения командиров и политкомиссаров, разные документы, которые фиксируют то, что тогда происходило. Задача коллектива музея Дороги жизни – изучить это всё и ввести в научный оборот», — рассказал руководитель ЦВММ.

Среди экспонатов, которые могут появиться в ближайшее время в собраниях и на территории комплекса на берегу Ладоги – нос и якорь сторожевого корабля «Пурга». Он был потоплен на озере осенью 1942 года, а недавно то, что от него осталось, нашли поисковики. Большая часть корпуса уничтожена водой и временем, но небольшую носовую часть ещё можно спасти (сейчас ведётся её консервация). Предполагается, что нос и якорь будут прикреплены на плоской стороне каменной глыбы в виде символического памятника, который музей (согласно строго установленной процедуре, отмечают специалисты) готов принять у себя.

ЦВММ Центральный военно-морской музей Дорога жизни

«Мы хотим, чтобы можно было приходить сюда на катерах и теплоходах, тем более что на расстоянии прямой видимости находится фарватер, по которому идут суда на Кижи, в Мандроги и другие пункты – и мы хотим, чтобы эти корабли заходили и в нашу гавань. Ещё одно пожелание – наладить трансфер посетителей с Кобоны, чтобы посетители на примерно таком же пароходе, как во времена войны, могли пройти от Осиновца до Кобоны и обратно. Наконец, мы ведём переговоры о том, чтобы устроить и воздушное сообщение с Петербургом – вертолётное. Есть коллеги из транспортных предприятий, которые хотят пойти нам навстречу. Можно было бы сделать такое замкнутое туристическое кольцо: Осиновец – Кобона – «Народоволец», который стоит на Шкиперском [протоке]», — поделился Нехай.

По его словам, проекты логистических нововведений уже существуют, и будут реализованы в течение ближайшего года. К концу 2020 года предполагается расширить музейный комплекс, создав рядом с ним «партизанскую деревню».

Илья Снопченко / ИА «Диалог»