Site icon ИА «Диалог»

День Битлз: где отметить в Петербурге

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"

Первый год XXI века добавил к летописи группы The Beatles два факта: в 2001 от рака умер соло-гитарист четвёрки Джордж Харрисон, а ЮНЕСКО якобы объявило 16 января Международным днём рок-банды из Ливерпуля. Но если в первом факте сомнений не было (теории заговора в духе «Элвис не умер, а просто улетел домой» не в счёт), то второй вызвал недоверие у матёрых битломанов. В ходе «оперативно-розыскных» мероприятий выяснилось, что ни о каких официальных торжествах в честь Джона, Пола, Джорджа и Ринго не писали ни зарубежные СМИ, ни сама ЮНЕСКО. Получается, что кто-то удачно попотчевал наших журналистов «утятиной», а те оповестили прочих граждан. Да так широко, что уже который год у нас отмечают «День Битлз», невзирая на то, что праздника, вообще-то, такого и нет. С другой стороны, раз празднуют – значит есть и нужен? Решайте сами. А мы сделали для вас подборку мест на карте Петербурга, связанных с легендарной четвёркой.

Улица Джона Леннона

Появилась в 1989 году стараниями главного битломана СССР и России Коли Васина (1945-2018) во дворе дома на Пушкинской, 10. Представляет собой небольшой закуток с проходной, украшенной в духе группы – над аркой четыре светлых лика, а по стене проплывает жёлтая подводная лодка.

Словно на стене Цоя в Москве, всюду фанатские надписи, рисунки, афиши, зовущие на концерты в честь Битлов. Несмотря на то, что улица не легитимна, у неё есть своя табличка с названием, а над ней круглый знак со стрелкой вверх. Можно вспомнить строчку из песни Imagine Джона Леннона – «above us only sky» (англ., «над нами только небо»). Или предположить, что это единственная улица в Петербурге (а, может быть, и мире), которая пролегает не горизонтально вперёд, а вертикально вверх.

Храм мира, любви и музыки имени Джона Леннона

Вернее, его офис. Расположен на улице Леннона, под арку и направо. До лета прошлого года там обитал единственный постоянный житель улицы – Коля Васин. Преданный битломан всегда был рад гостям. В офисе он хранил коллекцию редкостей, связанных с битлами – начиная с автографа Леннона, который Коля умудрился добыть ещё в советское время, написав кумиру письмо, — заканчивая обширной библиотекой, фонотекой и сувенирами.

Васин поил посетителей чаем и показывал проект храма – сюрреалистическую башню, которая, по его задумке, должна была расположиться примерно в том месте, где сейчас вырос Лахта Центр. В 90-е, в период небывалых свобод, Коле даже разрешили строить храм, сказали только самому искать деньги. Но сразу средства не нашлись, а в новом веке власть к сюр-экспериментам оказалась уже не готова. В августе 2018 Васин, оставив в офисе записку о невозможности жить в стране, где никто не поддерживает идею храма, покончил с собой. Сегодня его офис на Пушкинской закрыт и не ясно, откроется ли снова. Судьба коллекции битловских реликтов пока что тоже неизвестна.

Бар «Ливерпуль»

Музыкальный клуб, открытый на Маяковской, 16 в 1997 году, славится не только вечеринками с кавер-группами, играющими песни битлов, но и тем, что в 1998-м туда перед своим сольным концертом в «Октябрьском» зашёл пообедать Ринго Старр. На память о визите ударника Битлз в баре хранят подаренные им барабанные палочки, фото с автографом и табличку с его именем, привинченную к столу, за которым битл вкушал местную кухню.

О пребывании Ринго на Маяковской сохранилось забавное воспоминание – со слов своего друга, его приводит в книге «Ленинградское время, или Исчезающий город» Владимир Рекшан:

«Вова вышел на улицу имени поэта Маяковского и направился в сторону улицы имени поэта Жуковского. У стены напротив стоял низенький господин в тёмных очках. На господине был летний костюм хорошего покроя и мокасины. Несколько пообтёртая шевелюра что-то такое Сорокину говорила. Он вспомнил о клубе «Ливерпуль», находившемся через дом на углу, и картинку над входом – копию обложки с раннего альбома Beatles. «Ну да, – мрачно подумал Вова, – опять битломан-фанатик отирается». Проходя мимо господина, Сорокин хлопнул стоявшего по плечу и с весёлой угрозой проговорил:

– Под Ринго Старра канаешь, битломан хренов!

Битломан лишь застенчиво улыбнулся. Свернув за угол на улицу имени поэта Жуковского, Вова обнаружил возбуждённую группу мужчин и женщин, несколько телекамер и «мерседесов».

– Мать! – воскликнул он. – Это же Ринго Старр и есть!

Действительно, Ринго приехал в Санкт-Петербург с группой All Stars и вечером давал концерт в «Октябрьском». Бедный битл оторвался от толпы промоутеров и телевизионщиков, чтобы перед пресс-конференцией без присмотра посмотреть на Россию, но его и здесь подловили» (орфография и пунктуация сохранены).

Жёлтая подводная лодка в СПбГУП

Оказавшись в стенах Университета профсоюзов, можно побывать внутри знаменитой битловской Yellow submarine. Так студенты университета называют цокольный этаж, где расположены каюты – компьютерные классы – и палуба с рулевой рубкой. Там обитают восковые Леннон и Маккартни, одетые как простые матросы, и даже ректор ГУПа Александр Запесоцкий в мундире высокого морского чина. Адмирал Запесоцкий тоже восковой, хотя, если вы в ГУПе, то и настоящий должен быть где-то неподалёку – так что будьте начеку, не отнимайте у фигуры очки и не ставьте ей рожки, делая селфи. В обычное время, если вы не студент или сотрудник университета, на подлодку, вероятнее всего, попасть не удастся. Но в дни открытых дверей вам её почти наверняка покажут.

Baby Lemonade Hostel

В оформлении хостела по адресу Инженерная, 7 повсеместно присутствуют отсылки к британской поп-культуре. Например, на стене из белого кирпича написано «Аnother brick in the wall» (англ., «ещё один кирпич в стене», название популярной песни группы Pink Floyd). А одна из многоместных комнат – очередная инкарнация жёлтого транспортного средства, воспетого битлами. При наличии свободных мест ночёвка на самой мирной из всех существующих в мире субмарин будет стоить около полутора тысяч рублей. Вполне терпимо, но имейте в виду – битломания довольно заразная штука. Даже в малых дозах Битлз вызывают стойкую приятную зависимость.

Подготовил Глеб Колондо / ИА «Диалог»