Экспертное сообщество Петербурга во вторник подвело политические итоги года: свои мнения они озвучили журналистам, порассуждав о внутренней и внешней политике страны. Обсуждая международную и российскую ситуацию, одни сравнили её с хаосом, другие же дали происходящему другое название — «дурная бесконечность». Подробности — в материале «Диалога».
Уходящий год был богат на события: как на мировые, так и внутриполитические. Но, по словам специалистов, это коренным образом ничего не поменяло: конфронтация с Западом, санкции, застой в экономике, Сирия, Украина — все эти события продолжают повестку 2017-го, есть лишь небольшие отклонения. Писатель-футуролог Андрей Столяров назвал эту ситуацию по-гегелевски — «дурная бесконечность».
«Это такое состояние, когда событий происходит много, но при этом ничего не меняется. Вся страна застряла в каком-то промежуточном состоянии: мы не империя и не национальное государство, у нас не демократия и не диктатура, не либерализм и не этатизм, экономика не в провале, но и не развивается. Ничего не изменила даже речь президента на большой пресс-конференции. Я полагал, что в эти предновогодние дни он громко заявит об отставке правительства, о том, что нужны новые люди, о смене курса и быстрых реформах. У меня было такое ощущение, но ничего не сбылось. С моей точки зрения, Владимир Путин вообще ничего не сказал. Фактически это была социальная психотерапия: всех успокоить, объяснить, что всё под контролем, что-нибудь неопределённое пообещать», — говорит Столяров.
Он напомнил, что в этом году рейтинг российского президента упал на 20 пунктов, а протестный настрой граждан — возрос. Писатель сравнил текущую ситуацию с 1916 годом.
«Обратите внимание на сходство. Тогда шла война, окончание которой было неизвестно, меняли премьер-министров на одного, другого, третьего, арестовывали видных деятелей, но всё оставалось по-прежнему. При этом медленно нарастают забастовки, солдатские бунты и рейтинг правительства падает. Поэтому мы хоть и находимся в дурной бесконечности, но если прогнозировать, то она заканчивается. Это не значит, что 2019 год станет временем большого социального перелома, но то, что его вероятность непрерывно повышается — это факт», — уверен эксперт.
С этой точкой зрения согласен и директор информационно-аналитического центра «Время» Михаил Чирков. По его мнению, и российское правительство, и президент выдохлись, и стране нужны молодые перспективные люди, которые бы взялись за эту работу с новыми силами.
«Есть такой термин в механике — усталость металла. Это наблюдается в правительстве, членам которого уже стало неинтересно заниматься Россией. У них нет свежей крови, а это не даёт государству развиваться. Мы сегодня находимся в некой стагнации. Выступление президента на пресс-конференции действительно нового ничего не открыло, видимо, и он устал от той роли, которую играет. На нём такая огромная страна, которой нужно руководить и двигать её вперед. Но вот кто мы и что мы, куда движемся и что строим, никто пока не понимает», — считает Чирков.
И если одни специалисты сравнивают ситуацию в стране и мире с временной петлёй, из которой никак не удаётся выбраться, другие уверены в другом — это не застой и не День сурка, а хаос. Так, ректор Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, декан факультета политологии СПбГУ, политолог, экономист Станислав Еремеев высказал мнение, что мир находится на новом витке развития, когда рождаются новый политический язык и реальность.
«Мы входим в новый глобальный проект, конструкция которого непонятна ни в одной стране, будь то китайское, европейское или российское руководства. Нигде не могут ответить на базовый вопрос — какое будущее выстраивается? И мне кажется, оценивая ситуацию этого года, мы должны зафиксировать несколько факторов: первый — хаос или неопределённость мирового развития, второй — попытка российского руководства выстроить то, что когда-то называли суверенной демократией, третий — необходимость технологического прорыва в России, о чём заявил Путин на пресс-конференции», — перечисляет политолог.
Он также поспешил умерить пыл коллег, которые намекают, что недовольные россияне вскоре выйдут на улицы. Эксперт напомнил, что в начале прошлого века такой ситуации предшествовала Первая мировая война.
В свою очередь доцент кафедры политической психологии факультета психологии СПбГУ Александр Конфисахор объяснил, чем принципиально отличается история начала XX столетия и современность.
«Мне понравилось сравнение с 1916 годом, только добавлю, что тогда люди были вооружены, вокруг творилась сплошная анархия, государство бросило людей и не просило их рожать. Что касается наших дней, я нашёл одно подходящее слово. Оно не моё, а автора какой-то статьи, который описывал состояние людей в деревне. Он определил его как покорность. Это именно то психологическое состояние, в котором находится наше общество», — объясняет политолог.
Среди ключевых моментов уходящего года он также отметил повышение пенсионного возраста и законодательную инициативу о возможной уголовной ответственности за дискредитацию власти. «Уважаемые эксперты, вы сегодня столько наговорили под эту статью», — пошутил Конфисахор.
Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»