В четверг, 20 декабря, в Петербурге представили новый ледокол «Андрей Вилькицкий», построенный на Выборгском судостроительном заводе для «Газпромнефти». Судно будет работать у портов в Обской губе, обеспечивая круглогодичную доступность гаваней для танкеров, передаёт корреспондент «Диалога».
«Первая и основная задача – по прокладке каналов во льдах Обской губы» для подхода танкеров к терминалу «Ворота Арктики». Вторая задача – буксировка танкеров; третья связана с возможной ликвидацией аварий – пожаротушением и устранением разливов нефти. И, конечно же, это судно является возможной второй точкой для управления терминалом в случае возникновении нештатной ситуации», — пояснил директор Дирекции по крупным проектам компании «Газпром нефть» Денис Сугаипов.
Уже 20 декабря ледокол покинет Петербург и в конце января прибудет в Обскую губу. Его экипаж по итогам продолжавшихся 35 суток ходовых испытаний остался доволен судном.
«Ледокол прекрасный – это уникальное судно, оно предназначено не только для проводки во льдах, но и для обеспечения безопасной погрузки танкеров, защиты самого терминала от воздействия льда. Может быть использован также как аварийно-спасательное судно и ликвидатор разливов нефти, водолазный комплекс позволяет обеспечивать соответствующие работы. Есть мощная буксирная лебёдка, грузовая палуба… Его уже прозвали «танцующим ледоколом»: сначала я скептически относился к этому названию, а теперь оно мне даже нравится. Действительно, по маневренным характеристикам он превосходит все аналогичные суда», — отметил капитан Юрий Ахромкин.
«Судно оснащено тремя азиподами – винторулевыми колонками, которые могут вращаться на 360 градусов: двумя – в кормовой части судна, одной – в носовой. Управляются они с мостика небольшими ручками. При своей длине в 122 метра, ширине 26 метров и осадке 8 метров наше судно способно преодолевать льды толщиной до двух метров со скоростью 2 узла (причём при этом оно может двигаться как носом, так и кормой вперёд). Ледокол оснащён системой динамического позиционирования второго класса, которая позволяет судну автоматически удерживаться в точке, назначенной оператором. Компьютер рассчитывает воздействующие ветер и волнение, и даёт команды на азиподы. При выходе из строя одного из элементов судно останется в точке для безопасного завершения операции. Всё это упирается в безопасность, потому что на море главный девиз – «Safety first», то есть «Безопасность превыше всего», — пояснил старший помощник капитана Пётр Русаков.
По его словам, управлять судном на ходовом мостике может один человек, но при ответственных операциях – швартовке, движении у нефтяных платформ и приёмке танкера на буксир – это будут делать два человека (например, капитан и ещё один офицер). Всего же численность команды составляет всего 20 человек – это немного для судна такого класса (а «Андрей Вилькицкий» по мощности главной энергетической установки – 21,5 мегаватта – относится к самым большим в стране и мире неатомным ледоколам). В прежние времена для такого плавсредства было нужно до 100 человек. Кстати, на борту для удобства экипажа есть тренажёрный зал, библиотека и сауна с бассейном («И камбуз хороший», добавил капитан).
«Я удивлён маневренными характеристиками ледокола – он настолько маневренный, что мы могли при скорости 16 узлов (29,5 километра в час – ИА «Диалог»), переложив два азипода на 30°, разворачивались быстро, гасили скорость в ноль, причём не выходя с линии пути. Циркуляция у нас как таковая отсутствует – мы можем разворачиваться на месте, как автомобиль при дрифте. Конструкторы продумали корпус и агрегаты таким образом, и для нас это – высшее слово в технике», — добавил Русаков.
«Крестной матерью» судна стала Ирина Тихомирова – праправнучка гидрографа, полярного исследователя Андрея Ипполитовича Вилькицкого, именем которого был назван ледокол. Она подняла проблемный вопрос с фамильными захоронениями предков их семьи, которые требуют реставрации на Смоленском кладбище.
«Я считаю это имя для судна более чем удачным, потому что именно Андрей Ипполитович начинал в 1895 году исследовать устья Оби и Енисея, а также часть Карского моря. Быть крестной матерью такого судна – это безумная ответственность перед экипажем. Моя жизнь никак не связана с морем, но в нашей семье хранят память, а в городе – в школе № 43 – уже 14 лет существует клуб имени Бориса Андреевича Вилькицкого. Этот клуб проделал большую работу по увековечению памяти Вилькицких, отца и сына (Борис Вилькицкий также был гидрографом – ИА «Диалог»), на доме, в котором жили Вилькицкие (набережная канала Грибоедова, 96 – ИА «Диалог»), была установлена мемориальная доска, проводятся мероприятия и конференции в школе. Но очень горько осознавать то, что когда увековечиваем память Андрея Ипполитовича, создавая такие прекрасные корабли, когда на звёздном небе есть [малая] планета его имени, его могила – памятник федерального значения – разрушается», — отметила она.
Портрет Андрея Вилькицкого, кстати, можно найти в капитанской каюте – рядом с «розочкой» от разбитой при спуске на воду (согласно традиции, делает это как раз крёстная мать судна) бутылки шампанского.
Напомним, что в июне был представлен публике однотипный ледокол «Александр Санников», заложенный в ноябре 2015 года и спущенный на воду годом позже. «Вилькицкий» был заложен в декабре 2015 года и спущен на воду в июле 2017-го. Оба судна были построены на Выборгском судостроительном заводе.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»