93.4$ 99.6€
-2.8 °С

Дарт Вейдер о юных инженерах: «Дети – наше будущее»

12 декабря 2018 | 20:00| Наука и технологии

В среду, 12 декабря, в планетарии №1 (наб. Обводного канала) прошло открытие международного конкурса детских инженерных команд, организованного ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» совместно с Министерством просвещения России. Прошло с размахом – «небеса» планетария с помощью проекции распахнули врата во вселенную. С комфортом – вместо стульев конкурсантам предложили лечь на пуфы. И звёздными, в прямом смысле, гостями – по видео с МКС вещал космонавт, а по территории гулял Дарт Вейдер в окружении имперской свиты. Корреспондент «Диалога» побывал на открытии, поговорил с юными изобретателями об их роботах, которые могут рисовать, гулять со слепыми и возить тяжести и обсудил с перевоспитанным антагонистом «Звёздных войн» детей-инженеров, которые радуют киборга, ведь они – его будущее.

Алексей из Чувашии: «Всю ночь готовили к техосмотру космическую станцию»

Хорошо лежать под небом голубым. Особенно в тепле. Особенно на подушках и в планетарии. Не «город золотой», конечно, но в самый раз для уставшего после ночных свершений конструктора – пока со сцены звучат сколь торжественные, столь же и ненужные (с точки зрения правильного механика-позитивиста) речи, можно провести время с умом, то есть – прикорнуть.

«Вы прошли непростой путь от формирования дружных команд в начале соревнований до предоставления своих идей и разработок на суд жюри. Впереди осталось только усовершенствовать ваши разработки и справиться с финальной задачей. Вы стали финалистами – а значит, уже вошли в историю. Ваш талант и победный настрой обязательно сделают завершающую часть состязания насыщенной и интересной как для участников, так и для наблюдателей в России и за её пределами», – напутствовала «Джимми Нейтронов» министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева в письменно виде.

Тем временем, один из «Джимми» сладко сопел на пуфе, совершенно не стесняясь стоящей рядом группы журналистов. «Талант и победный настрой» требуют подпитки. Услышав аплодисменты, которые вызвало письмо министра, «Джимми» заворочался и накрылся курткой.

«Для вселенной не существует границ. Их нет и для смелых детей. Впереди нас ждёт ещё больше открытий. А совершить их предстоит вам! Творите и мечтайте!» – провозгласил с экрана космонавт Сергей Прокопьев, записавший видеообращение на борту МКС.

Здесь «Джимми» приоткрыл один глаз и посмотрел в небо, где, среди космических туманностей сверкал квадрат с фигурой космонавта. В его взгляде промелькнуло меланхолическое всеведение – лежащий наблюдатель напомнил князя Болконского с его «холодным небом Аустерлица». Но через пару секунд «князь» вновь поступил мудро, то есть опять уснул.

Далее прозвучали слова от Дмитрия Рогозина (тоже не лично) и других почтенных мужей. Затем объявили общее «построение» – предлагалось перестать спать и перейти на конкурсные площадки, чтобы заняться изобретениями. Вылез из-под куртки и сонный Джимми-Болконский.

— Всю ночь работали, – зевнул 16-летний Алексей из Чувашии (такими оказались истинные данные «князя»), отвечая на вопрос корреспондента «Диалога». – Готовили своё устройство к техосмотру.

— По какому направлению?

— Космическая станция.

Да, кстати всего направлений конкурсантам предложено восемь. Помимо «Космической станции», есть ещё «Робот-рисовальщик», «Перестройка+», «Лабиринт», «Электронный поводырь», «Электроэнергия из звука», «Микробный топливный элемент» и «Дрон-исследователь».

— Расскажите, над чем конкретно вы работаете? Если попроще.

— Попроще лучше не рассказывать, – огорчился Алексей. – Для каждого направления существуют свои технические критерии.

Ну что ж, ладно. Алексей побежал к своим, строить станцию. Следуем за ним – посмотрим, что сейчас делается на конкурсных площадках.

Тьютор Мадин Шериужев: «Робот-рисовальщик совершенствуется при ускорении»

Кстати, как вообще попадают на конкурс? Не ходят же организаторы по улицам в поисках машин, собранных юными инженерами! Обращаемся с этим вопросом к проходящему мимо 17-летнему Максиму из города Тула.

— У нас в городе проходил конкурс, «Юный изобретатель». Его проводили в рамках кванториумов. Это, грубо говоря, такие станции юных техников, только теперь это кванториум называется. Нам дали задание – разработать тренажёр, который позволит снизить количество заболеваний зрения в школах. Мы его разрабатывали с командой, которая собралась в кванториуме.

Надо сказать, разработка прошла успешно – во время открытия Максима его команду наградили за победу в конкурсе. Похоже, производителей очков и контактных линз ждут трудные времена. Но в финальную часть – собственно, в международный конкурс – команда не прошла. Желаем Максиму успехов в будущем и идём общаться с теми, кому повезло больше.

В светлой комнате, часть которой огорожена от любопытствующих прозрачным стеклом, группа школьников лихо управляется с чем-то, похожим на несколько рыжих подъёмных кранов, только меньшего размера. У некоторых в руках пенопластовые зайцы, нанизанные на «шампуры» в форме пистолетов. Просим наставника – федерального тьютора по направлению промышленной робототехники Мадина Шериужева – рассказать, что здесь происходит.

— У нас номинация называется «робот-рисовальщик». Ребятам будет необходимо покрасить объект, который обладает свойствами, которые не позволяют красить его. Им будет необходимо решить технологическую задачу, задачу, связанную с захватом, не деформируя сам объект – он обладает достаточной крупностью. В данный момент им дана просто пенопластовая модель, которая разрушится, если оказать чрезмерное усилие. Она имитирует реальные хрупкие объекты, которые используются в производстве и на которые необходимо нанести краску или грунт.

— И всё это – за три дня конкурса?

— Нет, конечно. Ребята приехали подготовленные. Они привезли свои устройства, которые сами делали. На подготовительных этапах они уже продемонстрировали свои способности. Сейчас приехали только те, у кого реально может получиться решить поставленные задачу.

Правда, по словам тьютора, ничего сложного в том, чтобы удержать и покрасить пенопластового зайца, для юных инженеров нет. Поэтому соревноваться придётся на скорость.

— И здесь вот как раз начинается спортивная составляющая, – хитро улыбается Мадин, очевидно, предчувствуя схватку. – Когда речь идёт о скоростях, появятся и подтёки, и объекты начнут ломаться. Придётся искать компромисс – быть быстрее другой команды или быть качественнее другой команды.

Наставник добавляет, что соревновательная часть нужна не только для удовольствия публики и адреналина в кровь конкурсантам.  При работе в «экстремальных» условиях мозг начинает мыслить нелинейно, рождая новые, уникальные технические решения.

Николай из Эстонии: «Мы сделали электронного поводыря из LEGO»

Конкурс детских инженерных команд не только международный – участвуют более 70 команд из России, Эстонии, Испании, Армении, Китая, Болгарии и Казахстана – но и разновозрастной. Вот, с недетской серьёзностью собирает что-то, наполовину состоящее из мелких частей конструктора LEGO один из самых молодых конкурсантов, 11-летний Николай из города Таллин.

— Мы школа робототехники из Эстонии. Мы сделали электронного поводыря для людей с нарушениями зрения. Он работает на основе LEGO Mindstorms и EV3 (электронный конструктор, позволяющий создавать действующих роботов вместо статичных моделей-игрушек – ИА «Диалог»). Здесь мы дорабатываем его до конца и в пятницу будем презентовать.

— Что вашему механизму нужно для победы?

— Чтобы он различал препятствия и изменения в рельефе поверхности.

LEGO-поводырь помогает слепому преодолевать препятствия – звучит как фантастика. Однако с соседнего столика на эстонцев глядят с насмешкой. Здесь сверстники таллинцев из города Заречный Свердловской области обходятся без LEGO, и этим, кажется, гордятся.

— У них просто нет приборов. Но они сами выбрали этот путь, – рапортуют зареченцы, не забывая прикручивать что-то к визуально куда менее игрушечному роботу.

— То есть машина из конструктора работать не может?

— Может. Конечно, может.

— Не хуже вашей? Или хуже?

— Конечно, хуже! Ограниченные возможности, так сказать.

— Ну, ещё бы.

Несмотря на некоторую браваду уральских «винтиков-шпунтиков», надо признать, что их робот выполняет в буквальном смысле более тяжёлые задачи – возит грузы весом до 135 килограммов. LEGO такой вес, пожалуй, не поднять.

Строитель дроидов Максим: «Сделал R2D2 из остатков после ремонта квартиры»

Любопытно, что на конкурсе, где дети делают из игрушек серьёзные машины, взрослые напротив – конструируют игрушки. Огороженный красными ленточками, в центре одного из залов стоит дройд – совершенно прекрасный, но совершенно не рабочий.

— Это дроидека, боевой дроид из фильма «Звёздные войны», – рассказывает Максим о собранного им дроида. Максиму 34, он член SW Club Spb, фан-клуба «Звёздных войн» в Петербурге.

У дроидеки мигают пушки и включаются фоторецепторы на голове, он шевелится, двигает затворами на пушках. Но вот выполнять свою основную функцию – вести бой – не может.

— Изначально к фильму он создавался только как компьютерная модель. В реальности его, даже не боевого, построить очень трудно. Я его полностью сам сделал, по рисункам, по фото из фильмов. Он такой единственный – в России точно. В мире по пальцем можно пересчитать. А вот R2D2 много – только в Питере три. Мой R2D2 сейчас стоит в музее кино на Невском. У меня всё с R2D2 и началось. Сделал его из того, что осталось после ремонта квартиры. Ну, и вообще с детства фанат «Звёздных воин». А потом решил, что могу и чего-то покруче. И сделал дроидеку.

— Где он у вас живёт?

— Дома. Выезжает только на фестивали – Старкон, Эпикон…

R2D2, сделанный из остатков после ремонта. Дроид, который живёт дома. Потрясающе. И это ещё не конец – в здании появился Дарт Вейдер в компании штурмовика и прочих звёздных злодеев. Было сложно удержаться и не взять эксклюзивное интервью. Взяли.

— Дарт Вейдер, вы живы! Как ваше самочувствие?

— Чувствую себя прекрасно. На допингах и стимуляторах.

— Зачем вы здесь сегодня?

— Приехали поддержать молодёжь. Дети наши будущее, поэтому мы и здесь.

— Вы, говорящий, что дети – ваше будущее, это так прекрасно!

— Да. Я исправляюсь.

— А можно с вами сфотографироваться?..

Итак, для гостей международного конкурса детских инженерных команд есть два варианта – столь же разных, сколь наука и научная фантастика. Можно наблюдать за тем, как работают дети, а можно за тем, как веселятся взрослые. Или инженерные искания как они есть, или еих сказочный, пока что небывалый вариант. Но что же победит в итоге, если помыслить не в рамках конкурса, а в исторической перспективе? Хотелось бы верить, что нечто среднее – гуманное и полезное, как поводырь их Эстонии, но и весёлое и безумное, как RD2D из Петербурга, построенный из мусора. Поживём – увидим. «Утверждают космонавты и мечтатели – и на Марсе будут яблони цвести». А под яблонями будет кататься дроид-рисовальщик, неся на руках слабовидящего хозяина, весом даже больше 135 килограммов, отстреливаясь от имперских штурмовиков. Красота да и только.

Глеб Колондо / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!