Site icon ИА «Диалог»

Режиссёр Ирина Кондрашова: «Новый год — это возможность проявить любовь»

ёлка, ТЮЗ, зима, новогодние украшения

фото: пресс-служба ТЮЗа

В ТЮЗе готовятся к Новому Году – ставят спектакль по пьесе Михаила Бартенева «Снегурушка». Михаил Бартенев – важный и любимый автор для ТЮЗа: он стоял в истоках создания фестиваля «Радуга», возглавляя отделение современной драматургии, а также проводит театральные лаборатории по всей России и пишет сценарии для мультфильмов.

В спектакле заняты ведущие артисты ТЮЗа: Антонина Введенская, Сергей Жукович, Радик Галиуллин, Андрей Слепухин, Алиса Золоткова, Никита Остриков и Елизавета Прилепская. Сюжет «Снегурушки» Михаила Бартенева замысловат: самовлюбленный Дед Мороз устроил вечную зиму, Баба Яга отправилась жить к людям, а Водяной пустился в авантюрное путешествие на поиски девушки, которая сможем растопить сердце Деда Мороза. «Диалог» узнал у режиссёра Ирины Кондрашовой о том, почему не стоит недооценивать детские сказки.

Ирина Кодрашова активно ставит в различных российских театрах, выпуская самобытные спектакли. Постановки «Холодная осень», «Возлюбленные», «Я – москвичка!» получили высокую зрительскую оценку. Ирина окончила актерский факультет ВГИКа (мастерская И.Н. Ясуловича) и режиссерскую магистратуру Школы-студии МХАТ и Центра им. Вс. Мейерхольда (мастерская В.В. Фокина). Режиссер принимала участие е европейских фестивалях, за сценарий фильма «Бездушные люди» получила премию Award of Excellence Los Angeles Movie Awards.

Как случилось ваше творческое знакомство с ТЮЗом?

— Питерский ТЮЗ – один из самых главных детских театров России, и, конечно, мне очень хотелось здесь поработать. Светлана Васильевна Лаврецова обратилась с предложением сделать детскую сказку, и мы начали думать над материалом. Сошлись на том, что и мне, и театру нравится – оказалось, что мы чувствуем, думаем, желаем в одном направлении. Такое сотворчество и сочувствование – маленькое чудо. С этого всё и началось.

— Ирина, вы работаете с различным литературным материалом. В каких детских театрах вы ставили ранее?

— Я ставила в самарском ТЮЗе «Кота в сапогах», в тверском – «Золотого цыплёнка», в Волковском театре – «Снеговишник», новогоднее представление, в Орловском театре имени Тургенева – «Волшебника Изумрудного города». Сейчас работаю над постановкой «Морожены песни» в Таллине.

— Зрители ТЮЗа уже знакомы с творчеством Михаила Бартенева: в репертуаре театра идёт спектакль «Про Иванушку-Дурачка». Чем этот драматург оказался близок вам?

— Меня покорило взрослое и серьёзное содержание сказки. У «Снегурушки» несколько смысловых пластов: мне понравилась глубина авторской иронии. Огромное количество тем и известных сюжетов удивительным образом проникают друг в друга и образуют уникальную историю. У материала есть воздух и объём. Очень важно, когда в произведении имеется не только фабульный пласт, но и возможности для импровизации, этюдного обогащения. Казалось бы, сказочные персонажи — а все такие сложные, неоднозначные, каждый со своей историей. Герои очень современные и узнаваемые, хотя в основе их характеров лежат фольклорные прототипы.

— Это непростая новогодняя сказка: автор создал нетипичный образ Деда Мороза, сконцентрированного исключительно на собственных чувствах. Зачем Михаилу Бартеневу понадобился такой персонаж?

— Подобное прочтение Деда Мороза вообще удивительно: перед читателями вырастает образ самовлюблённого эгоиста с замёрзшей душой, который вокруг себя ничего не видит. Думаю, драматург имел в виду следующее: когда человек отрекается от своего исконного предназначения, он перестает быть собой. Такие же метаморфозы приключились с Бабой Ягой, которая отказалась от волшебного мира и попала в другую жизнь. Хорошо, что в этом произведении есть и серьёзная тема поиска себя, и детское содержание – вера в чудо. Когда у тебя есть вера, всё случается. В нашей истории она помогает свершиться чуду, и чудом оказывается возвращение персонажей к своему я.

— Новый год – это особый праздник. Как вы думаете, почему люди так тщательно к нему готовятся?

— Это официальный день в году, когда люди без всяких причин могут проявить друг к другу любовь. Мы стремимся к Новому году, придумываем подарки, которые расскажут о наших чувствах. В бытовой жизни редко проявляем любовь без повода, к сожалению. Мы все взрослые люди – и, возможно, в Новый год у нас есть возможность перестать быть такими взрослыми. А вот детям не нужен официальный праздник, чтобы дарить любовь, они делают это ежедневно.

— Нарисовать на сцене такой волшебный мир, чтобы ребёнок поверил в него, непросто. Какими средствами будете пользоваться вы?

— Сцена – это определённое магическое пространство, где даже обычные объекты и предметы меняют своё качество. Конечно, актеры, энергия, музыка, спецэффекты — всё это обогащает постановку. Сюжет держит внимание, художественное решение создаёт настроение, музыка – наполняет эмоциями. Кстати, музыку для спектакля пишет композитор Василий Тонковидов: у него всегда нежные, обаятельные, озорные композиции. Мы работаем над созданием прекрасного спектакля для семейной аудитории.

— В чем прелесть спектакля для семейного просмотра? Я слышала, что билеты на ваш спектакль уже проданы: зрители с нетерпением ждут премьеру.

— — Это приятно. Чудо состоит в единение чувств: представьте, вы приходите в театр с ребенком – и спектакль оказывается интересен и вам, и ребенку. Вы можете разделить совместный опыт, а эти минуты так редки!

— Площадка ТЮЗа интересна для работы?

— Её возможности достаточно широкие. Я смотрела репертуарные спектакли, у них есть свои пространственные особенности. Амфитеатр ТЮЗа красив и нестандартен, мы с художницей Павлой Никитиной с интересом осваиваем новое пространство.

— — Ирина, в вашей постановке заняты маститые артисты театра: народная артистка России Антонина Введенская репетирует роль Бабы-Яги, заслуженный артист России Сергей Жукович – Лешего, молодые талантливые актёры играют сказочных персонажей, так живо выписанных автором… Как проходит репетиционный процесс?

— Состав просто потрясающий: я удивлена такому уровню актерской подготовки. Артисты фантазируют, замечательно держат рисунок — максимально профессиональны. Сплошное удовольствие работать с ними: репетиции оказываются стремительными и продуктивными.

— Как вы считаете, каким должен быть спектакль для детей?

Нет единой формулы, по которой можно поставить детский или взрослый спектакль. Когда я работаю над детской постановкой, то ставлю для себя маленькой – это честная, откровенная и тёплая позиция.

В репертуаре детских театров должны быть и классические, и современные спектакли. Сейчас создаётся прекрасная драматургия – Ярослава Пулинович пишет чудесные детские сказки. Репертуар театра должен быть рассчитан на разную аудиторию и на разные потребности.

— Ирина, вы много путешествуете: вам нравится работать в разных театрах?
— Это очень хороший опыт: каждый раз ты сталкиваешься с новыми людьми, тебе приходится налаживать контакт, что расширяет кругозор. В такой ситуации нужно суметь быстро услышать друг друга: и актерам, и цехам, и художнику, и композитору и режиссеру.

— У вас актёрское образование, это помогает в работе с актерами?

— Да, у меня есть актёрское образование, но фактически сразу по окончании я стала ставить спектакли. Я понимаю актёрскую кухню. Мой мастер Игорь Николаевич Ясулович зародил огромную любовь к театру и показал его магию – с этим чувством я и иду по жизни.

— Что вы хотите поставить в будущем?

— Моя голубая мечта – поставить Маркеса, «Сто лет одиночествам». Авторская реальность представляется мне довольно необычной: в каком-то смысле это сказка для взрослых, а сказки – это моё.

Беседовала Елизавета Ронгинская / ИА «Диалог»