В рамках Петербургского международного культурного форума прошла дискуссия: «Какие компьютерные игры заслужили право называться искусством?» Корреспондент «Диалога» следил за дискуссией и выяснил, какими характеристиками должна обладать компьютерная игра, чтобы её признали культурным достоянием.
«Я ходил в Эрмитаж – и вышел оттуда другим человеком. Я испытал что-то невероятное. У меня изменилось представление о России и её культуре. То же самое должны делать и игры — они должны расширять ваше сознание», – заметил лектор Уппсальского университета Эрнест Адамс.
Он добавил, что если люди копируют друг друга – это не произведение искусства, даже если игра сделана качественно: настоящее искусство должно иметь свою индивидуальность.
«Компьютерные игры не обязательно являются произведением искусства, но они могут быть им. Многое зависит ещё от того, как человек трактует, что является искусством. Кроме того, влияет и контекст. Вы делаете какой-то объект, помещаете его в музей, и он становится произведением искусства. То же самое касается и игр. Если вы каким-то образом поместите игры в музей, то они станут произведением искусства», – добавил президент президент Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP) Андреас Ланэ.
По словам Андреаса, большая часть разработчиков не считает себя художниками — они преподносят свои игры как развлекательный контент, который ни на что серьёзное не претендует. Следовательно, большая часть игр и не считается искусством.
«Первые геймеры были молоды. Они не формировали мнение общественности. Потом они становились взрослее, с их мнением начинали считаться. Но вначале это было что-то новое — дети были очень ловкими, они здорово играли, и они понимали, что за играми будущее нашего общества. А те, кто имел влияние, не могли так играть. Получилась следующая ситуация: люди, умевшие играть, не имели влияния, а старшее поколение плохо воспринимало компьютерные игры. И это изменилось только во второй половине 90-х, когда первое поколение геймеров выросло», – сказал Ланэ.
По словам специалистов, люди старшего поколения боялись компьютеров — и… боялись детей, которые ловко обращались с новыми технологиями. Когда-то общественность опасалась, что распространение игр приведёт к росту жестокости. Эрнест напоминает, что когда-то панику вызывали и книги: «Сократ говорил, что если у всех будут книги, то никто ничего не будет знать, всё будут только в книгах подсматривать ответы. Конечно же, такая паника была и по поводу игр».
Как было раньше? Белый квадратик, который можно перемещать по экрану, уже казался чудом. Конечно, сейчас мы понимаем, что это очень просто, но в то время это были самые топовые технологии, и мозг «взрывался» от таких возможностей. Люди смогли контролировать значки на экране, хотя привыкли к тому, что им просто что-то показывают. А чтобы человек мог сполна представить мир, в котором он находится, использовался текстовый режим. По мнению Адамса, текстовые компьютерные игры всегда были искусством. Но сегодня у них нет никакой коммерческой ценности.
«Новые игры должны обсуждаться – это очень важно. В Германии игры признаются культурным артефактом, и это принимается на всех уровнях. В германском парламенте в 2007 году признали, что компьютерные игры – это часть нашей культуры, и это служит основаниями для выделения премий за лучшую немецкую игру. А две недели назад была организована схема национального финансирования для разработчиков немецких компьютерных игр. Правительство Германии будет выделять на это по 50 миллионов евро в год», — рассказал Андреас Ланэ.
Подготовила Ольга Глебова / ИА «Диалог»
Все материалы, касающиеся Культурного форума-2018, доступны по ссылке.