Site icon ИА «Диалог»

Директор Российского национального музея музыки: «Главная задача музея – сделать все возможное для сохранения и популяризации ценных фондов»

В рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума в Государственной академической капелле 17 ноября духовики со всей России обсудят включение новой номинации «Духовые инструменты» в состав Международного конкурса имени Чайковского, а также представят новые духовые инструменты российского производства. Корреспондент «Диалога» побеседовал с модератором дискуссии, директором Российского национального музея музыки Михаилом Брызгаловым о том, насколько востребованы музыканты-духовики, как музеи оцифровывают старинные партитуры и пластинки, а также какие существуют планы по восстановлению производства духовых инструментов в России.

Есть ли планы открывать филиалы в других городах или принимать в состав музейного объединения иногородние музеи (особенно – музеи-квартиры), связанные с историей музыки? Возможно, вы хотели бы объединить усилия с другими музеями – подобно тому, как Эрмитаж и Третьяковка создают филиал во Владивостоке – или организовывать виртуальные филиалы, как Русский музей?

Мы прорабатываем эти вопросы: существуют предложения регионов России, но эти процессы не быстрые. В последние несколько лет представление ценных коллекций Российского национального музея музыки и популяризация национального музыкального наследия происходит путем активной выставочной деятельности – как по всей территории России, так и за рубежом, в том числе благодаря виртуальным выставочным проектам. Только в 2018 году музей представил свои выставочные проекты в Ульяновске, Тамбовской области, Владивостоке, Сочи, Токио, Риме, Вене, Будапеште и других городах. К VII Санкт-Петербургскому международному культурному форуму мы подготовили два выставочных проекта в преддверии Международного конкурса имени Чайковского: «Из истории Конкурса имени П. И. Чайковского» и «Планета «Чайковский».

Важно отметить, что, в отличие от большинства музеев, музыкальные музеи в России объединены в Ассоциацию музыкальных музеев и коллекционеров, объединяющую 59 музеев, различных по своему масштабу, административно-правовой форме и специфике коллекций, из России, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Украины. В рамках деятельности Ассоциации ведется большая работа по сохранению современного музыкального наследия, популяризации музыкального искусства, организации совместных выставочных проектов, научных конференций, образовательных программ. Российский национальный музей музыки, по образцу которого когда-то были созданы музыкальные музеи на территории постсоветского пространства, и по сегодняшний день является главным методическим центром для музеев музыкальной направленности.

Насколько активно в музее ведётся оцифровка старинных партитур, рукописей, фотографий, других архивных документов; пластинок?

Активно. За последние пять лет музеем оцифровано более 1500 нотных рукописей архивно-рукописного фонда, что составляет около 20% из всего собрания материалов такого рода. В настоящее время более активно происходит оцифровка других материалов: писем, фотографий, программ, афиш, негативов, редких печатных изданий. Полную оцифровку прошли музыкальные рукописи фондов величайших композиторов: Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева, Мусоргского, Скрябина, Бородина, Танеева. Оцифрованы и некоторые документы, связанных с творчеством зарубежных композиторов — например, Эскизная тетрадь Бетховена.

Особое внимание научные сотрудники музея уделяют тем фондам, которые подвержены утрате качества записанного звука — например, советским магнитофонным лентам. Сегодня идёт оцифровка записей концертов выдающихся исполнителей, выступавших в стенах музея.

Планируется ли сделать доступными на сайте имеющиеся в фондах аудио- и видеозаписи? Какие планы в этом отношении?

Безусловно! Мы ведем большую работу по обновлению официального сайта музея, чтобы сделать его удобным для использования, привлекательным для новой, молодой аудитории. Надеемся запустить новый сайт в ближайшее время, до конца текущего года – сделать своего рода подарок нашим постоянным посетителям к Новому году. Кроме того, мы подписали соглашение с известным сервисом «Яндекс.Музыка» о том, чтобы на регулярной основе размещать тематические плейлисты из фондов музея на портале. Главное задача музея – сделать все возможное для сохранения и популяризации ценных фондов, культурного наследия. И мы стараемся соответствовать поставленной задаче.

Какие интересные экспонаты поступили в последнее время в фонды музея (например, были переданы в дар)? Где их можно будет увидеть?

Музей регулярно пополняется, примерно на 2000 единиц хранения в год. За последнее время поступило очень большое количество интересных предметов – медаль памяти Геннадия Рождественского, рукописные певческие книги, оркестровая трехпомповая труба, 12 электронных тарелок, принадлежавших Ришаду Шафи. Например, в последнее время коллекцию декоративно-прикладного искусства пополнили дары Российского военно-исторического общества и выдающегося художника Таира Салахова. Эти предметы можно увидеть как в постоянной экспозиции музея, так и на временных выставках.

Конкурс имени Чайковского в следующем году дополнят новой специальностью – духовые инструменты. Как удалось этого добиться, были ли какие-то проблемы или сопротивление?

XVI Международный конкурс имени П.И. Чайковского действительно станет особенным. По инициативе Со-председателей Оргкомитета конкурса, Валерия Гергиева и Ольги Голодец, впервые с 1958 года (с момента основания Конкурса) в его программу будет включена новая номинация – «Духовые инструменты». А это означает, что мы в скором времени увидим новых талантливых, выдающихся духовиков – ведь каждый конкурс, как однажды отметила Ольга Юрьевна, это настоящая путевка в профессиональную жизнь.

Можно ли сказать, что сейчас растёт востребованность музыкантов-духовиков; если да, то почему, и где – в военной музыке, в гражданской, или везде?

В последние годы духовое исполнительство в России благодаря многим составляющим, в том числе благодаря деятельности Ассоциации «Духовое общество» имени Валерия Халилова, переживает своего рода ренессанс, а уровень востребованности духовых оркестров в скором времени, возможно, сумеет создать конкуренцию симфоническим, народным и другим оркестрам. Ведётся активная деятельность по популяризации жанра: по всей России проводятся смотры-конкурсы, фестивали, детские смены в лучших детских центрах страны, предлагаются различные законотворческие инициативы… Мы видим этот рост! И что самое важное – не только среди военных музыкантов, но и гражданских, студенческих, любительских коллективов!

Уже второй год подряд на Форуме собираются духовики из разных концов страны, директора концертных организаций, руководители органов управления культуры субъектов РФ, эксперты, выдающиеся деятели культуры, чтобы обсудить актуальные вопросы и проблемы – и, самое главное, постараться найти возможные пути их решения.

Расскажите о планах восстановления производства духовых инструментов в России. Было ли производство прекращено полностью? Какие заводы займутся выпуском этой продукции? Кто разрабатывает новые инструменты, и насколько изменяется их дизайн и функциональность со временем?

В прошлом мы знаем примеры отечественного производства музыкальных инструментов мирового уровня – вспомним хотя бы легендарный Zimmermann. Производство музыкальных инструментов в СССР носило массовый характер – в каждой семье был какой-нибудь музыкальный инструмент советского производства. В 1990-е годы большинство фабрик закрылось. Ведущие производители – Санкт-Петербургский (Ленинградский) завод духовых инструментов, Энгельский «Музинструмент», Тульский «Бостон» – некоторое время пытались вписаться в современные реалии рыночной экономики, выпуская сравнительно недорогие и качественные инструменты, но, к сожалению, это не удалось никому. Произошёл развал масштабного производства.

В настоящее время в рамках программы «Десятилетие детства» началось возрождение отечественного производства музыкальных инструментов, в том числе и духовых. В отрасль стали приходить и частные предприниматели. Одним из таких успешных примеров может служить Реставрационно-производственный центр духовых инструментов «Ателье Гончарова», который занимается ремонтом, тюнингом и реставрацией духовых инструментов с 2010 года, а с недавнего времени освоил выпуск духовых инструментов на собственной материально-технической базе. Среди российских фабрик – «Нева Саунд», «Фабрика Аккорд», «Тульская гармонь», «Форте» и многие другие.

В ближайших планах – обеспечение российских музыкальных школ и школ искусств музыкальными инструментами отечественного производства. Ведь сегодня перед нами стоит еще одна проблема. По данным Министерства культуры РФ, подобные образовательные учреждения, которых в России насчитывается более 3000, укомплектованы старыми, зачастую практически непригодными для использования инструментами.

Что Духовое общество делает для популяризации этой музыки и поиска талантов?

Работа с детьми – это наш приоритет. Мы понимаем, насколько важно с раннего детства вдохновлять талантливого ребенка на совершенствование своего мастерства. Именно поэтому особое внимание мы уделяем проведению по всей России творческих смен духовых оркестров в лучших детских образовательных центрах страны – «Артеке», «Океане», «Тавриде». Подобные события – прекрасный шанс для юного духовика проявить свой талант, принять участие в мастер-классах под руководством таких выдающихся музыкантов, как Игорь Бутман, Владислав Лаврик, Александр Халилов, Евгений Никитин, Владимир Лебусов, Анатолий Цеп и других, приобрести новые навыки.

Какие аспекты работы вы планируете обсудить на Культурном форуме, и насколько такие масштабные мероприятия важны для развития музейной деятельности?

Культурный форум этого года – площадка для обсуждения самых актуальных и даже острых вопросов деятельности музеев и общественных культурных организаций в целом. И это закономерно – где ещё поднимать острые вопросы, как не на главном Форуме в области культуры в стране? И поэтому в этом году мы поднимаем ряд вопросов, связанных с цифровизацией общества в целом и музеев в частности – традиционный и волнующий музейщиков вопрос применения новых технологий с целью хранения, архивации, документировании музыкального наследия, в том числе современного. Об этом мы будем говорить во время дискуссии «Музыка. Время. Цифра. Пространство» вместе с коллегами из одного из самых известных в мире архивов – миланского RICORDI, международной Ассоциации музыкальных библиотек, архивов и документальных центров, Форума славянских культур, Итало-Российской торговой палаты.

Традиционно особое внимание на Форуме будет уделено международному сотрудничеству в сфере культуры. Из года в год мы убеждаемся, что культура – вне политики, и это та самая «мягкая сила», позволяющая позиционировать нашу страну как одну из величайших держав в области культуры на международной арене в целом. На Форуме будет представлен культурно-просветительский маршрут «Музыка без границ: великие композиторы России и Австрии», который был подготовлен Российским национальным музеем музыки при поддержке Министерства культуры РФ. Проект, объединивший музеи, посвященные жизни и творчеству Гайдна, Моцарта, Шуберта, Штрауса, Шёнберга, Глинки, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева, в формате интерактивной карты и сторителлинга расскажет о богатейшем музыкальном наследии России и Австрии. Приложение будет представлено на сайте Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров и на ресурсах музеев-партнеров маршрута.

Вопрос организации российско-итальянского партнерства, необходимого для развития в России сферы реставрации музыкальных инструментов, впервые будет поднят на Форуме. Будут проведены рабочие встречи с президентом Российско-Итальянской торговой палатой Розарио Алессандрелло и президентом Фонда Антонио Страдивари Паоло Бодини для подготовки грантовой программы обучения российских студентов в Италии по направлению реставрации с последующим трудоустройством в российских учреждениях. Эта тема впервые будет затронута в России на таком уровне. Это очень важно, ведь многие музыкальные инструменты, которые хранятся в российских музеях, уникальные, и все они требует реставрационных работ высочайшего уровня мастерами соответствующей квалификации.

Беседовал Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Все материалы, касающиеся Культурного форума-2018, доступны по ссылке.