На протяжении двух дней – 3 и 4 ноября – в Петербурге проходила «осенняя» редакция традиционного фестиваля кино, науки и фантастики «Старкон». Корреспондент «Диалога» побывал на этом празднике жизни… и смерти.
Тем, кто привык к большому «Старкону», который несколько лет назад перебрался из «Ленэкспо» в более просторные помещения «Экспофорума», его осенняя форма покажется более камерной и менее серьёзной. Вместо лекций о науке и высоких технологиях – сугубо карнавальное действо, посвящённое к тому же вещам страшным и мистическим. Впрочем, давно известно, что страх (лёгкий и произвольно включаемый-отключаемый) – отличное средство для поддержания нервной системы в тонусе. Тем более что мироощущение людей сейчас уже не то, что двести или тем более тысячу лет назад, и бояться нынче нужно не потусторонних сил, а скорее гопников или очередной инициативы чиновников… (Лишним свидетельством стал костюм одного из гостей нынешнего «Старкона»: на голове – традиционная для Хэллоуина тыква, только вместо традиционной рожи на ней были вырезаны слова «прожиточный минимум»).
Итак, в отличие от «обычного» — летнего – «Старкона», осенняя его редакция посвящена одной конкретной теме, празднованию того, что официально именуется кануном Дня всех святых. Обычно это европейско-американский Хэллоуин, а в нынешнем году – центральноамериканский День мёртвых. Суть у этих праздников, в принципе, одна – считается, что именно в эти дни грань между миром живых и потусторонним миром истончается, души умерших могут посещать оставшихся на Земле и общаться с ними. Правда, сильно различается и генезис (в Европе празднование восходит к кельтскому Самайну, в Мексике и сопредельных странах – к индейским традициям), и форма.
Вот почему в нынешнем году в «Ленэкспо» было совсем мало традиционных для празднования Хэллоуина тыкв, и значительно больше – раскрашенных черепов и людей в чёрно-белом гриме… украшенных цветами. Такое вот необычное сочетание. Зато в достатке было того, чем всегда богат «Старкон» — необычных костюмов, ремёсел, красивых девушек, а также юмора и хорошего настроения, пусть и с «могильными» нотками.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»