Site icon ИА «Диалог»

«Петербург так богат именами, что все кажутся достойными»: аэропорт «Пулково» может быть назван в честь Петра Великого или Иосифа Бродского

Аэропорт Пулково

фото предоставлено СЗ УВДТ

Переименования аэропорта «Пулково», о чём уже успели сообщить некоторые источники информации, не будет. Предполагаемое присвоение ему (и ещё 44 воздушным гаваням страны) имён выдающихся соотечественников будет носить в целом неофициальный характер – об этом, как передаёт корреспондент «Диалога», сообщили в пятницу, 12 октября, представители Общественной палаты Санкт-Петербурга и оператора самого авиаузла.

«Что касается позиции руководства аэропорта «Пулково», то мы поддерживаем данную инициативу – тем более, что она исходит от представителей общественности. Дело в том, что несколько лет назад, при открытии нового терминала, мы высказывали подобную идею о возможном дополнении названия аэропорта именем одного из наших великих соотечественников. Та форма, которую предлагает Общественная палата, является наиболее приемлемой и эффективной, тем более что подобная практика в мире существует – есть аэропорты, которым присвоены имена великих соотечественнков и официально, и в кодировке ИКАО. Например, римский аэропорт называется Фьюмичино имени Леонардо да Винчи – такой подход представляется наиболее правильным. Со своей стороны, мы окажем максимальное содействие в реализации данного проекта – и то, что этим занимается ОП, является гарантией того, что мнения максимально широких слоёв граждан будут учтены. Присвоение имени соотечественника аэропорту, безусловно, развивает туристическую марку, повышает интерес, а для зарубежных граждан это сразу определяет отношение к городу, куда они прибывают, и его восприятие», — отметил Денис Павшинский, заместитель гендиректора по взаимодействию с органами власти и связям с общественностью компании «Воздушные ворота Северной Столицы» — оператора «Пулково».

При этом он отметил, что компания ВВСС – лишь оператор воздушной гавани, а не собственник: таковым является Санкт-Петербург, поэтому окончательное решение останется всё же за городом (вероятно – в лице Смольного). Инициатива пятилетней давности (тогда предлагалось присвоить аэропорту имя Петра Великого как основателя города) не была замечена и поддержана, указал Павшинский, именно в силу того, что выдвигалась частной компанией, а не общественностью в лице ОП.

При этом необходимо отметить, что имя будет выбираться народным голосованием из числа кандидатур, которые могут быть предложены самими жителями. Общественная палата, Российское военно-историческое общество и другие организации, инициировавшие проект, уже назвали несколько возможных кандидатур – кроме Петра I, это Екатерина II, поэты Иосиф Бродский, Александр Пушкин и Сергей Есенин, писатель Фёдор Достоевский, архитекторы Бартоломео-Франческо Растрелли и Карл Росси, герои Советского Союза… Также нужно указать, что имена политиков за последние 100 лет к рассмотрению приниматься не будут, поскольку по определению являются спорными. Так что опасаться появления аэропортов имён Сталина (или, если уж на то пошло, Ельцина) не стоит.

«Петербург так богат именами, что кого ни назови – все окажутся достойными. Со стороны РВИО было предложено давать аэропортам в основном имена культурных деятелей – писателей, поэтов, художников. В имеющемся у меня списке для Минеральных Вод значится Михаил Лермонтов, для Петербурга – Достоевский и Пушкин. Конечно, важно и мнение руководства «Пулково» — им с этим жить», — отметил заместитель председателя петербургского отделения РВИО Владимир Казаков.

Процесс выбора имени будет происходить в Петербурге так. На первом этапе, до 21 октября, будет работать общественная приёмная (по адресу Суворовский проспект, 62), где можно будет оставить своё предложение. С 22 по 28 октября предложения будут приниматься также на сайте великиеимена.рф и по телефону горячей линии 8-800-707-93-17. Те предложения, которые наберут как минимум 500 голосов, войдут в длинный список, из которого в период с 29 октября по 7 ноября путём соцопросов будет выбрана тройка лидеров. Затем откроется финальное голосование, которое будет продолжаться до 30 ноября. Итоги подведут 5 декабря на форуме «Добровольцы России».

При этом, как указала заместитель председателя Общественной палаты Санкт-Петербурга Александра Баландина, в России уже существует несколько аэропортов, которым были присвоены чьи-либо имена: например, оренбургской воздушной гавани решением областного правительства в 2011 году присвоили имя Юрия Гагарина, годом ранее аэропорт Барнаула по решению ЗС Алтайского края получил имя Германа Титова. Махачкалинский аэропорт «Уйташ» носит имя дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана, знаменитого лётчика-испытателя (любопытно, что уже после присоединения Крыма к России украинские власти «присвоили» его же имя симферопольскому аэропорту, поскольку Султан был крымским татарином по национальности). В отличие от примеров с парижским аэропортом имени Шарля де Голля или нью-йорским «Кеннеди» (а также некоторыми из российских — например, аэропортом «Платов» в Ростове-на-Дону), предлагаемые названия не станут официальными и уж тем более не приведут к корректировке кодов IATA/ICAO, которые вообще очень редко изменяются – вспомним, что «Пулково» до сих пор носит индекс LED…

«Эти названия, безусловно, должны быть известны не только внутри страны, но и на международной арене. При этом, согласно условиям конкурса, в нём будут участвовать имена выдающихся соотечественников, внесших значимый вклад в развитие и становление страны, получивших мировое признание в разных сферах деятельности, связанных с общественными преобразованиями, научными и географическими открытиями, военными победами, промышленным развитием, культурными достижениями. В каждом случае они должны быть связаны непосредственно с городом, где расположен аэропорт», — пояснила Баландина.

Эксперты скептически оценили перспективы проекта, поскольку официальное переименование аэропортов как географических объектов находится в компетенции органов власти.

«Я немного не разделяю общего энтузиазма в отношении этого проекта, так как мне кажется, что отношение к формированию топонимической среды должно быть несколько более индивидуальным. Трудно в рамках единой общероссийской кампании найти общее решение для каждого уголка нашей страны, тем более – в Петербурге, где, как правильно было сказано, аэропорт в городе один, а великих имён очень много. Кроме того, нужно посмотреть на федеральный закон о наименовании географических объектов – в его текущей редакции такой возможности всё-таки нет, даже если речь идёт лишь о дополнении существующего названия», — прокомментировал идею эксперт-топонимист Андрей Рыжков.

Как пояснил Павшинский, если имена для присвоения аэропортов будут выбраны, юридические названия комплексов всё равно не изменятся. Могут быть изменены внутреннее оформление воздушных вокзалов, информационные материалы (печатные и электронные), а также придуманы какие-то идеи (например, в области сувенирной продукции), однако эти процессы не будут обязательными.

Положение о конкурсе доступно на сайте проекта. В нём указан, в частности, список аэропортов, на которые распространяется программа — в их число входят, например, все три главных московских аэропорта, а также воздушные гавани большинства крупных городов, ещё не имеющие собственных, «человеческих» имён.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»