Авария, которая случилась на Байконуре в четверг, 11 октября, при запуске корабля «Союз МС-10» взволновала многих. К счастью, космонавты остались живы. Однако бывало и хуже – хотя космос пока ещё не оживлённая автострада, но и там, несмотря на все заботы о безопасности, случаются трагические происшествия. Вспомнили шесть инцидентов, после которых вчерашняя авария уже не кажется слишком пугающей.
«Союз-1», 1967
«Союз-1» стал первым кораблём из многочисленного на сегодняшний день семейства «Союзов». Его старт состоялся в те дни, когда руководство страны выказывало недовольcтво отсутствием ярких достижений в отечественной космонавтике на фоне успехов американских астронавтов. К юбилею октябрьской революции было решено удивить весь мир чем-то особенным. А именно: «Союз-1» с лётчиком-космонавтом Владимиром Комаровым выходит на орбиту, где ждёт прибытия «Союза-2». Корабли стыкуются, Комаров меняется местами с одним из пилотов второго «Союза» и, впервые в истории, улетев к звёздам на одной ракете, возвращается обратно на другой.
Дабы удовлетворить амбиции властей, первый «Союз» был отправлен в полёт спешно, несмотря на недочёты в конструкции и неудачные беспилотные испытания. На орбите у Комарова сразу же начались проблемы – солнечные батареи раскрылись не полностью, электроэнергии на корабль поступало меньше, чем нужно. После бесплодных попыток исправить ситуацию «на ходу», было приятно решение досрочно возвращать «Союз-1» с Комаровым на землю. При посадке СА (Спускаемого Аппарата) основной парашют по причинам, которые до конца не были установлены, не раскрылся. А запасной, обмотавшись вокруг основного, не наполнился воздухом. В результате СА ударился о землю со скоростью 50 м/с. Комаров погиб мгновенно, став первым человеком в истории космонавтики, который не вернулся на землю живым.
«Союз-11», 1971
После случившегося конструкцию «Союзов» серьёзно усовершенствовали и какое-то время они летали нормально. В 1971 году «Союз-11» с экипажем из трёх человек – Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева – беспроблемно вышел на орбиту, где состыковался со станцией «Салют-1». Работа в космосе проходила не без некоторых происшествий, но, в целом, всё было в порядке. Через 22 дня после старта экипаж стал готовиться к спуску.
Корабль приземлился штатно, но сигналов от экипажа не поступало. Когда кабину СА открыли, оказалось, что все трое космонавтов мертвы. Что привело к их гибели, поначалу было неясно. Для расследования создали специальную комиссию. В ходе анализа комиссия пришла к выводу, что причиной произошедшего стала разгерметизация. Космонавты пытались устранить неполадку, но по ряду технических причин сделать это не успели. Свою роль сыграло и отсутствие на корабле скафандров – без них при разгерметизации лётчики чувствовали нестерпимую боль и не могли должным образом заняться ремонтом. В дальнейшем без скафандров на «Союзах» не летали, а конструкция корабля, ранее не позволявшая дотянуться до вентиляционного клапана, не вставая с пилотского кресла, была изменена.
«Челленджер», 1986
В 1980-е космическая программа США переживала подъём. Шаттлы системы «Челленджер» без перебоя летали в космос, привлекая внимание аудитории, которая собиралась смотреть запуски перед телевизором или непосредственно на космодроме. А пуск «Челленджера STS-51-L» и вовсе обещал стать ТВ-хитом из-за нахождения на борту учительницы Кристы МакОлифф – она должна была стать первой участницей проекта «Учитель в космосе» и провести на орбите пару уроков. Под всеобщее ликование «Челленджер» стартовал с «Мыса Канаверал». Зрители провожали его глазами, когда на 73 секунде полёта прогремел взрыв. Космонавты пережили его, но погибли при приземлении – корабль ударился о воду на скорости 330 км/ч. Последовавшее за аварией, свидетелями которой стали миллионы человек, расследование дало неутешительные выводы – причиной гибели «Челленджера» стали не столько техническое огрехи, сколько халатность NASA, помешавшая усовершенствовать шаттлы вовремя. По версии комиссии, NASA недостаточно серьёзно отнеслись к угрозе разрушения уплотнительного кольца топливного ускорителя, о чём их предупреждали ещё в 1977. Тем не менее, именно это произошло во время запуска 1986 года. Желание NASA прежде всего совершать успешные запуски, не отвлекаясь на «техническую рутину», стоило жизни семи человек.
«Великий поход», 1996
В начале 1990-х годов Китай, при поддержке России и США развернул собственную космическую программу. Корабли запускались с космодрома Сичан, на юго-западе страны. Именно там в 1996 году произошла, пожалуй, крупнейшая катастрофа за всю историю освоения космоса. О ней известно немного – сказывается закрытость Коммунистической Китайской республики. 15 февраля 1996 года ракета поколения «Великий поход» штатно стартовала с Сичана и повезла на орбиту американский спутник связи. Во время взлёта ракета стала крениться. Через 22 секунды она упала на деревню неподалёку от космодрома и взорвалась.
Китайские эксперты сообщили о шести смертях в ходе инцидента. Однако американская комиссия заявила о том, что во время взрыва погибло более сотни человек.
«Колумбия», 2003
Шаттл «Колумбия» был кораблём многоразового использования. Его собрали ещё в 1975 году, а на эксплуатацию передали в 1979 году. С 1981 по 2002 год «Колумбия» совершила 27 успешных миссий, успел стать одним из символов американской науки и сняться в фильме «Армагеддон».
В 2003 во время старта «Колумбия» получила повреждения, которые могли бы стать причиной для отмены миссии. Но этого не произошло – NASA не только не посчитала повреждения серьёзными, но и препятствовала работе специалистов, которые отстаивали иную точку зрения. Позднее стали говорить о том, что NASA не извлекла уроки из катастрофы «Челленджера»: согласно некоторым данным у организации была возможность отправить на орбиту корабль для ремонта «Колумбии», но этого не было сделано в соображениях экономии.
А сделать это стоило. Во время возвращения на Землю, «Колумбия» начала гореть и разрушилась в атмосфере. Все семеро астронавтов, находящихся на борту, погибли. В скором времени Джордж Буш-младший объявил о свёртывании программы шаттлов как устаревшей. Для полётов на МКС американцы оказались вынуждены использовать «Союзы», что стало болезненным для престижа всей американской астронавтики.
«Космос-2251» и «Iridium 33», 2009
Присутствие человека в космосе год от года растёт, но количество серьёзных аварий в последнее время, кажется, сократилось. Впрочем, сам факт обилия летучей техники, бороздящей небеса бок о бок, чреват происшествиями. Правда, в последний раз всё, к счастью, обошлось без жертв. В феврале 2009 года два участника беспилотного космического движения столкнулись друг с другом. Это были русский и американский спутники – первый принадлежал российским космическим войскам, а второй оператору сотовой связи «Иридиум».
При столкновении аппараты разрушились на множество мелких фрагментов, часть которых принялась самостоятельно летать вокруг Земли. Вскоре заговорили об угрозе обломков для МКС – её движение не предусматривало траекторий нового космического мусора. Положение МКС в срочном порядке скорректировали. Но, по некоторым данным, опасность для станции продолжает сохраняться и сегодня – многие обломки до сих пор неконтролируемо летают в космосе.
Через некоторое время кусочки спутников стали падать на Землю. Было объявлено, что угрозы для землян в этом нет – детали слишком малы. Большая часть обломков сгорела в атмосфере. Всё, конечно, могло сложиться иначе, если бы эти обломки были больших размеров. Тем более, что устройство спутников включает в себя, в том числе, и радиоактивные материалы.
Подготовил Глеб Колондо / ИА «Диалог»