В 1974 году Международным музыкальным советом при ЮНЕСКО был учреждён Международный день музыки. Но выдумать праздник – полдела, нужно ещё и как-то по-особенному его отмечать. В нашей стране о Дне музыки долгое время никто даже не слышал. Но вот, наконец, 1 октября в Петербурге стартует фестиваль «Международный день музыки», который обещают сделать ежегодным. Мы побеседовали с генеральным директором «J&M Show» Марией Волошиной о том, как возникла идея чествовать музыку по-ЮНЕСКОвски, сложно ли работать с детьми из проекта «Голос.Дети», и когда Международный день музыки отметит Борис Гребенщиков.
Как появилась идея отметить на уровне города этот праздник, учреждённый ЮНЕСКО ещё в 1974 году?
Мы обратили внимание на этот праздник ещё в прошлом году и решили, что нужно в городе сделать такое мероприятие, и привлекли для этого всевозможные силы. Нас поддержал комитет по культуре – они тоже обратили внимание на то, что есть День музыки. Мы очень рады, что уже в первый раз всё получилось сделать довольно масштабно. И не знаю, появится ли традиция отмечать этот праздник в России, но в Петербурге мы постараемся проводить фестиваль каждый год и каждый раз всё масштабнее.
В чём основная концепция фестиваля?
Основная идея заключается в том, чтобы постараться максимально представить различные стили музыки: джаз, эстраду, рок, классику, романс, мюзикл. У нас практически всё это получилось. Нино Катамадзе представляет джазовое направление. Романс у нас представляет Сергей Рогожин. Мюзикл – Иван Ожогин. Классику и рок мы объединили в едином концерте «Симфония рока», где прозвучат рок-хиты в симфонической обработке в исполнении оркестра Пономаренко. Плюс ещё мы сделали целый день различных мастер-классов открытых лекций, в которых тоже представлены разные музыкальные и инструментальные жанры. Ещё у нас представлена киномузыка композитора Андрея Петрова на «Ленфильме». Это тоже как отдельный жанр.
Почему из всех кинокомпозиторов выбор пал именно на Андрея Петрова?
Нам предложили этот вариант, и мы на него согласились, потому что Петров – великий композитор, прекрасный. У него есть удивительное количество замечательной музыки, которую любим мы все. Мы на этих шедеврах росли, и наши дети тоже слушают. Мне кажется, это очень достойный композитор, которого нельзя было обойти стороной.
Будут ли представлены на этом или будущих фестивалях авангард, экспериментальная музыка?
Мы очень надеемся, что в дальнейшем сможем отражать вот эти современные направления. Мы и в этом году хотели, но не получилось, потому что у нас было не очень много времени, не было возможности подготовить всё за год. Когда мы прошли все этапы согласований, надо было уже выходить на площадки, поэтому в этот раз удалось не всё. Но я уверена, что в дальнейшем у нас будет больше стилей, и в том числе современные мы обязательно представим. Нельзя обходить их стороной.
Тем не менее, вы успели подготовить насыщенную программу. Чем из того, что удалось сделать, вы особенно гордитесь?
Конечно, мы очень рады, что к нам приезжает Нино Катамадзе. Причём это будет необычный концерт, там будет грузинский хор. Это вообще будет очень красивый концерт. Я уверена, зрители оценят. Мы очень ждём его сами.
Как возникла идея привлечь к участию детей из проекта «Голос. Дети» и в чём специфика работы с такой категорией артистов?
Мы решили, что обязательно в рамках этого фестиваля должны быть задействованы дети, и выделили им целиком нишу эстрадного направления. Так как у нас есть замечательный проект «Голос. Дети», который уже очень популярен, то мы решили привлечь именно детей из «Голоса» и также учеников «J&M School», которые выступают вместе с ними.
Категория этих участников очень комфортная, с ними очень удобно работать, замечательные совершенно дети. Конечно, основная работа идёт с родителями, с которыми мы всё время контактируем. На самом деле, это очень популярные ребята, и у нас получилось так, что мы взяли победителя первого сезона «Голоса» и победителя второго сезона – Алису Кожикину и Рутгера Гарехта в качестве хедлайнеров. Также у нас участвуют София Кварцхелия и Настя Григорьева, финалисты «Голоса».
То есть, мы старались рассчитывать на максимально разную аудиторию. И на подростков, и на детей, и на поклонников джаза, и на тех, кто любит рок-классику.
Какие мероприятия фестиваля вы посоветовали бы не пропустить в первую очередь?
Смотря, что интересует. Если бы у меня были дети, я бы привела ребёнка на мастер-класс «Baby Jazz», например. Это программа, которую американский педагог будет проводить для детей. Если бы я, например, хотела самостоятельно поучаствовать, я бы, наверное, сходила на его джазовую лекцию, «Jazz vocal workshop». И также посетила бы лекцию Константина Хазановича о джазе и его интеграции в современную музыку.
Если бы я выбирала концерты, я бы однозначно выделила, понятно, Нино Катамадзе – всё-таки хедлайнер фестиваля. И я бы, наверное, посетила концерт «Симфония рока», так как это ещё и бесплатное и открытое мероприятие.
Напоследок расскажите о каком-нибудь замысле, который вы приберегли для будущих фестивалей.
У нас была идея сделать концерт в историческом месте, где сейчас театр «Зазеркалье», а раньше был Ленинградский рок-клуб. И нам даже дали эту площадку, мы всё согласовали. Но, к сожалению, получилось так, что те, кого мы хотели туда привлечь, оказались заняты именно в эти даты – и Борис Гребенщиков, и группа «ДДТ». Поэтому мы планируем это на следующий год. Уверены, что нам это обязательно удастся.
Беседовал Глеб Колондо / ИА «Диалог»