Есть такой сексистский комплементарный возглас-клише – «настоящая женщина» (произносить с восторженной хрипотцой, выкатив глаза). Звучит не очень — особенно сегодня, когда от гендерно-ориентированного комплимента до харассмента – один шаг. И всё же про Фанни Ардан хочется сказать именно так, или того «хуже» – настоящая француженка. Ей почти 70, а выглядит она на 50, а то и моложе, и являет собой образ томно-восторженной дамы из французских мелодрам. Ну, знаете, такой… Ну такой – короче, настоящей французской женщины (ох, не бейте). Корреспондент «Диалога» побывал на встрече со звездой фильмов Франсуа Трюффо, Алана Рене и Франко Дзеффирелли, которая приехала на фестиваль «Послание к человеку», чтобы представить документальную ленту Тома Волфа «Мария до Каллас». Самые ярки цитаты Фанни Ардан – в нашей подборке.
О Марии Каллас
«Часто у жизни большее фантазии и воображения, чем у нас самих. Впервые мне предложили играть Марию Каллас в театральной постановке Романа Полански. Всегда кажется, что в жизни нам даётся всего один такой шанс. Но нет – появился фильм Франко Дзеффирелли («Каллас навсегда», 2002 – ИА «Диалог»). Мария Каллас — самый важный для меня художник 20 века. Но я сама никогда не искала её – это она «нашла» меня. Возможности всегда сами меня находили.
Мне кажется, у Марии Каллас, кроме красоты голоса, была какая-то удивительная способность давать каждому желание жить, желание преодолевать ежедневность. Мария Каллас силой своего голоса даёт вам силы сказать «нет».
Если бы у меня была возможность встретиться с ней, то я, наверное, не стала бы у неё ничего спрашивать. Я бы пригласила её к себе, в гостиную и предложила бы ей сигарету».
О комплиментах, Петербурге и критике
«Комплименты мне делают только в больших иностранных зарубежных городах. Во Франции мне никогда не делают комплиментов. Поэтому приезжать в Петербург – это словно оказаться в прекрасной ванне с горячей водой. Но я умею слушать критику. Я в этом смысле — как спортсмен: критики мне в своё время пришлось услышать столько, что я прекрасно знаю, как это делается. Нельзя защититься от критики, но я очень люблю диалектику. Поэтому, если кто-то со мной не согласен, то я этого не боюсь, мне это нравится.
О комплиментах в эпоху «Me too» можно разговаривать всю ночь — это сложная тема. Но нужно помнить, что все свободны, и все обладают свободой делать комплименты. А если уж делать комплименты становится рискованно, от этого комплимент становится ещё ценнее».
О названии фестиваля «Послание к человеку»
«Я не верю, что можно ко всем можно обратиться с каким-то универсальным посланием. Мне кажется, что любое универсалистское общее послание неизбежно ведёт к тоталитарности мысли».
О писательстве и автобиографиях
«Я никогда сама не стала бы писать книгу, не стала бы писательницей – это настоящее искусство. Автобиографии я не люблю, потому что я люблю тайну. Нужны ли они? Может быть, нужны, но лет через сто. Если по прошествии ста лет кто-то ещё о вас помнит, то, наверное неплохо, если под рукой есть ваша автобиография».
О Жераре Депардье
«Ему присуща двойственность Астерикса, он очень противоречив. Его душа очень глубока. Любовь к противоречиям – это то, что сближает душу Депардье с русской душой. Вот этот дуализм женственного и мужского, агрессивного и хрупкого. Он человек очень глубокий, меланхоличный, поэтому ни в коем случае нельзя сводить к его такому пьющему огромное количество водки комическому персонажу».
О жизни
«Я жила без какой-либо стратегии, я следовала жизни. Поэтому в моей биографии вы не найдёте какой-то одной линии. Жизнь шла, и я шла за ней, словно пробиваясь сквозь с джунгли».
Об адреналине
«В работе актрисы мне нравится адреналин. Адреналин, когда ты видишь, как потихоньку поднимается занавес в театре. Адреналин – сыграть сложную сцену в кино. Адреналин, когда чувствуешь, что роль сыграна хорошо. Адреналин – это пламя, которая никогда не должно угаснуть».
О лучшем городе земли
«Париж!» (воскликнула, как в кино, с восторженной улыбкой вскинув руки к небу)
О мужчинах и женщинах
«Прежде того, что мы являемся мужчинами или женщинами, каждый из нас является человеком. Мне кажется, что самая глубокая сущность каждой женщины – это человеческая сущность. Мои родители воспитали во мне чувство свободы, независимость духа, провокационность, любовь к приключениям, риск. То же я постаралась воспитать и в моих детях. Я хотела научить их соревноваться, биться с этим миром. Я не давала им готовых ответов и определённости. Мои мама и папа не хотели, чтобы их дети были овечками, которые на всё соглашаются. Они хотели, чтобы мы умели говорить «нет».
Подготовил Глеб Колондо / ИА «Диалог»