Site icon ИА «Диалог»

Организатор выставки Бэнкси: «Художник прекрасно знал о нашей выставке»

Вслед за Москвой в Петербурге открылась нашумевшая выставка работ Бэнкси, о которой сам художник якобы ничего не знал. «Диалог» поговорил с организатором выставки Александром Начкебия о том, правда ли это, как вообще работы Бэнкси попадают в руки коллекционеров и зачем выставлять стрит-арт в музее.

Работы из чьих коллекций представлены на выставке?

Согласно контрактам, заключенным с правообладателями работ Бэнкси, у нас нет права раскрывать их имена. Могу лишь сказать, что это серьезные коллекционеры современного искусства, в чьих частных коллекциях кроме Бэнкси есть работы других художников. Мы проделали большую работу и в результате собрали достаточно большую и представительную коллекцию работ Бэнкси. Выставочная коллекция насчитывает 68 подлинников, среди которых 27 являются оригиналами (originalartwork), написанными непосредственно рукой художника, и 41 тиражная работа… Коллекция подтверждена официальными сертификатами подлинности.

Как Бэнкси вообще попадает в руки коллекционеров?

Во-первых, нужно понимать, что Бэнкси — современный художник, который работает далеко не только на улице. К примеру, он пишет холсты и делает принты. Механизмов по попаданию его работ в руки коллекционеров масса. Один из известных мне каналов — прямая коммуникация с заинтересованными коллекционерами. Когда выходит новая работа, его организация связывается с теми, кто ранее уже покупал Бенкси и предлагает пополнить коллекцию новыми принтами, при этом по цене существенно ниже рыночной. Кроме того, коллекционеры охотятся за его произведениями на вторичном рынке — на различных аукционах и в частных галереях.

Мало кто знает, но на выставках, которые Бэнкси проводил, были организованы, так называемые, частные закрытые мероприятия для продажи его работ. Попасть туда могут только избранные и по предварительной записи. Среди счастливчиков — коллекционеры, бизнесмены, просто богатые люди и, конечно, селебрити. При этом для обычных посетителей выставка всегда бесплатная.

На выставке представлены репродукции работ Бэнкси? Что такое репродукция применительно к стрит-арту?

В нашей коллекции нет репродукций. Повторюсь, на выставке представлено 68 подлинных работ Бэнкси, из которых есть оригинальные, то есть выполненные непосредственно его рукой, и есть тиражные. Но тиражные работы не являются репродукциями. Они такие же подлинные работы Бэнкси, просто произведены лимитированным тиражом.

Кроме того, на выставке представлен фотопроект, состоящий из 50 фотографий уцелевших граффити Бэнкси, найденных на улицах Великобритании. Эти снимки помогают раскрыть сюжетную линию экспозиции. Например, есть много фотографий работ Бэнкси, которые были вырезаны из стен и затем проданы на разных аукционах. К примеру, можно проследить судьбу граффити «Mobile lovers” — у нас есть фотография вырезанного куска стены с этой работой, который стоит внутри подросткового клуба, а также есть фото, когда эта работа была представлена на аукционе. Даже есть фотография человека, который там её приобрел.

Важно отметить, что те образы, которые Бэнкси оставляет на стенах в виде граффити, он также выпускает, как в ограниченных сериях принтов, так и создаёт оригиналы этих работ. То есть он использует тот же трафарет, чтобы сделать такую же работу, как на улице, но уже на холсте. А примеров тут масса: «Choose Your Weapon (White)», «Напалм», «Pulp Fiction» … Те же работы, которые он выставляет бесплатно на улицах для обозрения людей, Бэнкси делает на холстах в виде принтов, которые, кстати, за большие деньги попадают в частные коллекции.

Как так получилось, что сам Бэнкси ничего не знал о выставке? 

Внимательно прочитайте «тот самый» пост Бэнкси (Бэнкси 15 августа опубликовал в инстаграме скриншот переписки. Собеседник прислал ему фотографию билборда с рекламой выставки, сказав, что плата за вход составляет 20 фунтов. «Ты знаешь, что эта выставка не имеет ко мне никакого отношения?», — ответил Бэнкси, добавив, что он не заставляет людей платить, чтобы увидеть его работы — ИА «Диалог»),  и вы увидите, что на самом деле Бэнкси не говорит, что ничего не знал о нашей выставке. Бэнкси прекрасно знал о ней. Кроме официального письма-уведомления с нашей стороны, в социальных сетях существует более 25 тысяч постов англичан, которые приезжали на чемпионат мира по футболу и посещали выставку. Они размещали фотографии в сети, указывали тег #banksy. Так что, очевидно, он не мог пройти мимо этой информации. Бэнкси достаточно медийная персона и однозначно знает что происходит в информационном пространстве по его поводу. Повторюсь, если вы внимательно прочтете пост, то заметите, что его знакомый присылает фотографию, а Бэнкси спрашивает, что это такое. Никаких проблем с точки зрения легальности выставки или других проблем, связанных с Бэнкси или его организацией, у нас нет.

Зачем выставлять стрит-арт в галерее, музейном пространстве, разве это не противоречит самой идее уличного искусства?

Дело в том, что Бэнкси не только уличный художник. Если вы посетите нашу выставку, вы сможете в этом убедиться. Он пишет холсты, а это уже не уличное искусство. Конечно, большинству людей он известен своими уличными работами, потому что их можно увидеть на улицах Лондона, Парижа, Сан-Франциско, Нью-Йорка и так далее. Но при этом Бэнкси точно также, как на улице, работает в галерее и у себя в студии, где пишет холсты, делает серии принтов. Что касается путешествия стрит-арта в музейные пространства, то стрит-арт — это такое же направление искусства, как и любое другое. Можно с таким же успехом спросить, как мы относимся к скульптурам и памятникам, которые переехали в музеи с улицы. Стрит-арт — это признанное направление в искусстве, которое точно также имеет право быть представленным не только на улице, но и в музейных коллекциях, это нормально. Если художник и его творчество достойны того, чтобы быть представленными в музейных или выставочных коллекциях, к ним есть интерес, и люди хотят увидеть эти работы, то я не вижу никаких проблем.

В Москве выставка стала чуть ли не самой посещаемой выставкой Бэнкси — посмотреть на его работы пришли порядка 300 тысяч человек. А как с посещаемостью в Петербурге?

В Москве выставка стала самым посещаемым событием Бэнкси. Даже те выставки, которые он организовывал сам, далеки от наших показателей. Выставку в Москве пришло посмотреть более 300 тысяч человек. В Санкт-Петербурге выставка только открылась, сейчас сложно назвать какие-то конкретные цифры. Но показатели по посещению в первые дни внушают нам оптимизм. Думаю,, что мы достигнем своей цели — полтора месяца мы рассчитываем, что выставку посетит около 100 тысяч человек.

Как вообще правильно выставлять стрит-арт в музее, и изменяется ли он в процессе такой музеефикации?

Я не считаю себя вправе давать советы, как правильно что-либо организовать. Каждый продюсер, каждый куратор для себя выбирает, как представить то или иное произведение или то или иное направление в искусстве, в музейном или выставочном пространстве. Могу сказать лишь, что, со своей стороны, мы подошли к этому довольно творчески. Было много разных искушений, многое из того, что приходило нам в голову, лежало на поверхности: «завандалить» стены, поставить полицейские автомобили … Вплоть до того, чтобы сделать инсталляции, чтобы все вокруг было похоже на стрит-арт пространство. Но мы поняли, что большинство из того, что мы придумали, уже было реализовано. И тогда пришло понимание, что Бэнкси ни разу не был представлен в классическом галерейном пространстве, в «чёрном кабинете». Эта концепция и легла в основу оформления выставки. В такой обстановке зрителя ничто не отвлекает, даёт возможность поразмыслить на тему того, что хотел сказать автор и принять решение, что для него Бэнкси: искусство или вандализм? И кто такой Бэнкси: гений или вандал?

Подготовила Мария Осина / ИА «Диалог»

Выставка работ Бэнкси проходит в Манеже Конюшенного ведомства. Посмотреть её можно до 5 ноября.