Site icon ИА «Диалог»

Фит-модель: «Ты обычная девочка в необычном макияже и с большой, странной причёской»

Наш новый герой – актриса, модель, художник Саша Смелова. Одно из её профессиональных занятий – работа фит-моделью, то есть моделью примерок. Это девушка, благодаря которой создают свои творения дизайнеры. Саша рассказала «Диалогу», каково это — рассуждать об удобстве, когда всё тело — в булавках, быть музой, уметь принимать себя и о том, почему манекены не могут заменить живых людей.

«В России это вообще не распространено»

Как правило, модельер нуждается в соратнике, сообщнике, музе. И чаще всего фит-модель – это человек, который не просто подходит по параметрам, а визуально являет собой тот образ, который модельер видит в своей будущей коллекции. Например, Dior girl, Chanel girl. То есть сразу видно, что этот человек по своим характеристикам вписывается в мироощущение дизайнера и всего модного дома. Например, как Одри Хепберн для Юбера де Живанши.

«Художники могут удариться в депрессию по поводу того, что у них ничего не получается»

Я заканчивала художественную академию, у меня тоже есть художественное видение. Самое начало работы – это дипломные проекты моих однокурсников и ребят, которые заканчивали чуть позже. Поэтому им, конечно, на тех порах просто нужен был человек, который мог бы выразить своё мнение и вынести это всё физически: долго стоять и немножечко приободрить, если человек уже потерял силы. Художники начинают загоняться. Они могут удариться в депрессию по поводу того, что у них ничего не получается, что у них нет вдохновения, что они не могут найти правильное решение. А нужно же быть параллельно и генератором идей, и конструктором, видеть, как складывается тот или иной костюм, поэтому им, прежде всего, нужен тот, кто будет помощником.

И у меня были самые потрясающие взаимодействия с этими людьми. Мы фактически вместе создавали целую коллекцию из нескольких единиц, показывали на «Неделе моды». Да, это было замечательно. Но я всё-таки и впоследствии была моделью. То есть я участвовала во всех этапах — и в создании, и в рекламе, и в презентации на подиуме.

Такие вещи всегда знаменуют плотную творческую связь с модельером, а дружить с творческими людьми полезно. У меня сложилось не совсем таким образом, поскольку я до этого несколько лет была фотомоделью. Как раз во время начальных этапов, когда я ещё только снималась, но уже водила дружбу с дизайнерами, уже тогда они меня частенько привлекали для своих проектов. Плотное сотрудничество началось, когда я становилось лицом коллекции. У нас там дружба на сто лет.

«Как будто ты приходишь на свидание, и это не совсем обычное свидание»

Это могут быть короткие частые встречи, могут быть длительные. Бывает так, что вы можете справиться за один день. Сейчас дизайнеры работают с манекенами или в компьютере. Приходят профессиональные конструкторы, которые не очень склонны что-то выдумывать, но зато знают, как всё сделать технически. И часто модели не нужны. В этом году вышел прекрасный фильм «Призрачная нить». Там как раз эта история описана: женщина, муза известного модельера, была фит-моделью и очень переживала, потому что всё время думала, что это она виновата в том, что всё срывается, и так далее…

Я всегда пытаюсь наладить контакт с модельером, потому что если я что-то вижу, не могу промолчать. Бывает, конечно, так, что человек абсолютно уверен в том, что он делает. Тогда я, наоборот, заражаюсь его уверенностью и вдохновляюсь. Это такая очень сильная позиция творца.

Ты натурщица. Ты сидишь пред художником или группой художников. Вы оба находитесь в одной комнате, как старые друзья — при том, что не всегда это проходит в полном молчании. Может играть спокойная музыка, вы в диалоге. Как будто ты приходишь на свидание с человеком, и это не совсем обычное свидание.

«Ты совершенно обычная девочка, а при этом в необычном макияже и какой-то прическе большой, странной»

У меня была одна примерка интересная. Мы готовились для шоу визажистов. Это было очень давно. Тогда я впервые познакомилась с дизайнером Ксенией Дековой. Она москвичка. Я увидела её костюмы и поняла, что для нашего мероприятия, для сцены, это идеально — но я не знаю, насколько это применимо в жизни, потому что это очень московский, яркий стиль. Золото, стразы, перья. Всё выглядит очень здорово, но я никогда бы даже не подумала, куда я смогу это надеть. Но сейчас уже, наверное, знаю куда! (смеётся) Сейчас больше мест и больше смелости, но тогда у меня даже не возникало мысли… И она говорила: «Я не знаю, что делать. Мне нравится здесь жить, мне нравится Петербург, он меня вдохновляет, но у меня здесь нет покупателя». И когда я мерила все эти перья, стразы, я чувствовала себя так необычно, и мне было ещё так мало лет. Я почему-то не могу выкинуть из головы эти ощущения, что ты совершенно обычная девочка, а при этом в необычном макияже и какой-то причёске большой, странной… Для меня это было впервые.

«Не очень удобно говорить об удобстве, когда везде в тебя воткнуты иголки»

Все сейчас ориентируются на параметры 90-60-90, и манекены сейчас такие. Бывают очень худые манекены, кстати. Вот почему ещё надо на живых людях все-таки всё шить!

Не очень удобно говорить об удобстве, когда везде в тебя воткнуты иголки. Ты весь на булавках, и сложно вообще рассуждать о каком-либо удобстве. Я неоднократно встречала уже сшитые дико неудобные костюмы. Хотя это может выглядеть потрясающе, но ни секунды удобства. Я сразу понимаю, что это плохая конструкция, неправильно подобраны материалы. Это от незнания своего дела. Если человек хорошо знает свое дело, он понимает, как ведёт себя ткань, как она существует.

«Стандарты красоты очень быстро меняются, люди перестают чувствовать себя уверенно»

Эта работа очень многое мне дала. Уверенность в себе. Я с собой получше познакомилась. У меня не было ощущения, что я особенная, красивая. Тем более, когда кругом навязывают стандарты красоты, и ты с трудом в них вписываешься, либо тебе надо насильно себя вписывать в них. Модельный бизнес учит, что среди лиц, тел есть разнообразие. Я уже не говорю про моделей размеров «плюс». Полюби себя, полюби своё тело, полюби другого человека, не навязывай ему эти стандарты. Я считаю, что каждый имеет право на то, чтобы считать кого-то красивее, а кого-то менее красивым, но стандарты красоты, а тем более сезонные, очень быстро меняются, люди перестают чувствовать себя уверенно, комфортно. Они часто забитые и впадают в апатию, а нужно уметь себя принимать.

Подготовила Полина Лаврентьева / ИА «Диалог»