Во вторник, 21 августа, в Государственной Думе состоялись «парламентско-общественные слушания по совершенствованию пенсионного законодательства». Правительство, депутаты от «Единой России» и близкие к ним эксперты пытались обосновать необходимость запланированного повышения пенсионного возраста. В итоге сошлись на создании рабочей группы для корректировки законопроекта, уже принятого в первом чтении.
«Главными бенефициарами должны стать неработающие пенсионеры. Эффект от изменения параметров – около трёх триллионов рублей – будет направлен на повышение пенсий работающим пенсионерам. Предполагается, что каждый год мы сможем повышать пенсию по старости на 1000 рублей в месяц, чтобы с нынешнего уровня – 14 тысяч рублей в месяц – прийти к уровню в 20 тысяч. Мы предлагаем такие изменения потому, что за последние годы произошли очень серьёзные изменения – когда принимались решения по нынешнему пенсионному возрасту, соотношение числа работающих и числа пенсионеров было значительно более комфортным: в конце 50-х годов – 5 работающих на 1 пенсионера, в 1979 году – 3,7 к одному, сейчас – два к одному. И это соотношение будет меняться и дальше», — заявил министр труда Максим Топилин, выступая в Госдуме.
По его мнению, при солидарной системе пенсионного обеспечения невозможно сохранять требования к возрасту, установленные в 1956 году. Как заявил министр, решение необходимо принимать сейчас, поскольку через десять лет ситуация будет «ещё более разбалансированной» с финансовой точки зрения. Кроме того, он заявил, что Россия остаётся «единственной страной с развитой пенсионной системой, которая ещё не приняла решение о повышении пенсионного возраста».
«Мы оказались на развилке, которая определяет будущее нашей страны и благополучие наших граждан – по крайней мере, граждан старшего возраста. Пенсия у нас низкая, абсолютно недостойная нормальной жизни, а коэффициент замещения – 33 процента от нормальной зарплаты. Переход от этой зарплаты к пенсии, которая в три раза меньше – это шок для любого человека. В нулевых годах, когда я работал в правительстве, реальный размер пенсий увеличился в три раза, а с 2011 года – стагнирует или даже уменьшается. С 2016 года мы перестали индексировать пенсии работающим пенсионерам. Что делать – увеличивать налоги? Бизнес против этого. Но и пенсию такой, как сейчас, сохранять нельзя. Мы не сможем смотреть в глаза людям, которые будут выходить на пенсию с таким уровнем оплаты. Поэтому мы оценили предложение правительства по повышению пенсионного возраста. При нынешней системе реальный уровень пенсий будет снижаться – даже при сохранении расходов бюджета на эти цели – из-за изменений в соотношении числа работающих и пенсионеров. Наша задача – поднять пенсии на четверть, а лучше – на треть, и прийти к минимальному рекомендованному конвенцией МОТ коэффициентом замещения в 40 процентов. Этого, конечно, тоже недостаточно, и мы должны ставить себе задачу – довести пенсию до 60-70 процентов от зарплаты. Если мы сегодня не принимаем решения о повышении пенсионного возраста, мы перечёркиваем эти цели», — отметил Алексей Кудрин, председатель Счётной палаты.
Он добавил, что говорить нужно не просто о повышении пенсионного возраста, но об увеличении срока жизни, в первую очередь – здоровой, полноценной жизни. Поэтому параллельно необходимо развивать программы здравоохранения, переобучения и трудоустройства. При этом, по его словам, 65 процентов пенсионеров в России продолжают работать – такого показателя нет ни в одной стране мира. Счётная палата поддержала концепцию законопроекта, но высказала разнообразные замечания. Те, кто понадеялся, возможно, на принципиальное несогласие влиятельного нового аудитора страны, ошиблись. Зато резко против высказались пришедшие на заседание представители профсоюзов.
«Мы получаем массу откликов от членов профсоюзов, и 90 процентов – против. Но мы имеем то, что имеем: в первом чтении законопроект был принят. При этом он принят с нарушением регламента, так как это было сделано без согласования с трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Так может, лучше эту комиссию прикрыть, чтобы она не была ширмой для принятия непопулярных решений? Хорошо, конечно, то, что в обществе развернулась широкая дискуссия, которая выходит на совсем другие вопросы. Сегодня все предложения формируются гражданами, годовой доход которых – если судить по их декларациям – превышает 10 миллионов рублей, тогда как средняя зарплата в стране – 43 тысячи рублей. Они не до конца понимают, как живут люди, у которых доходы в 20 раз меньше, поэтому необходим широкий экспертный анализ. В целом мы подошли к тому, что обсуждаем фактически новый общественный договор, потому что меняется жизнь каждого гражданина страны», — заявил Михаил Шмаков, председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).
«Все общественные палаты регионов обсуждали у себя этот законопроект, и мы частично уже собрали предложения, направив их в виде вопросов правительству. Но мало кто помнит, что в 2012 году была принята долгосрочная стратегия развития пенсионной системы РФ. Никакие цели, поставленные в ней, не достигнуты, документ забыт. А ведь это был важнейший правительственный документ – почему никто не рассмотрел вопрос о том, как так вышло? Никто не изучает и рынок труда – а он дефицитный. На Северном Кавказе сейчас и так безработица, причём среди молодёжи – а эта проблема тесно связана с другой темой, темой экстремизма. Пенсионный возраст в 63 года для женщин – это явный перебор; такое резкое повышение пенсионного возраста для женщин – это обидно. Наконец, такой график – повышение пенсионного возраста на один год за год – это слишком быстро. Зачем нам гнать и обижать людей? Финансовое состояние государства позволяет этого избежать», — добавил Валерий Фадеев, секретарь Общественной палаты.
«Работодатели (а я – координатор со стороны работодателей в трёхсторонней рабочей группы) концептуально поддержали законопроект. Но в обосновании, сделанном правительством, мы видим целый ряд рисков и недоработок – многие вещи просчитаны очень слабо: не предоставлены актуальные расчёты, нет анализа ситуации на рынке труда. Мы предлагали на заседании правительства работать по двум направлениям – либо лучше обосновать те формы и графики, которые предложены изначально, либо их скорректировать. Один из главных вопросов – насколько обоснованы такие жёсткие сроки перехода к новому пенсионному возрасту? Цифры нужно обосновать более чётко и подробно», — отметил Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей.
Наиболее резким критиком проекта оказался лидер КПРФ Геннадий Зюганов. По его словам, действующая власть в очередной раз «залезает в карман» к гражданам вместо того, чтобы заняться искоренением коррупции или конфисковать средства у олигархов. Деньги, по его словам, в стране есть – но они есть не у тех, у кого должны быть.
«Я был уверен, что Медведев соберет банкиров и скажет им: «Как же так? Когда в 2008 году страну затрясло, мы вам дали из резервного фонда 200 миллиардов долларов. Вас спасали. А потом «Единая Россия» добавила за последние три года банкирам четыре триллиона рублей. Давайте примем решение. Вы же обещали, что вы будете инвестировать в производство, создавать новые рабочие места, поднимать зарплату». А потом выяснилось, что банкиры вложили в инвестиции из того, что им дали, меньше пяти процентов. Остальные деньги рассовали по карманам и перегнали в оффшоры. Наш гражданин в среднем отдаёт на пенсионное обеспечение 103 своих зарплаты – то есть 8 лет трудится только ради своей будущей пенсии – а обратно получает только 47 этих зарплат. Где остальные 56? Не к олигархам ли они попадают? К тому же в Сибири, на Дальнем Востоке, на Чукотке средняя продолжительность жизни – 60-62 года. Так они почти все только в гробу увидят свою пенсию! Господин Топилин, вы в жертву принесли именно пенсионеров, в жертву принесли российскую государственность, в жертву принесли женщин. Вы ничего не сделали для того, чтобы за эти месяцы хоть немного услышать тот стон, который стоит по стране. Посмотрите все опросы: 91 процент — против реформы. Меня просто поражает это. Говорим про Дальний Восток – в деревнях и сёлах некоторые живут на эту пенсию всей семьей. Если вы у них её отнимете, что они будут делать? […] Это не пенсионный закон. Это закон об отсталости страны. Самый жестокий и циничный закон, который вносился в Думу за последние 25 лет» — заявил с трибуны лидер фракции КПРФ.
Его принципиальный политический противник, глава ЛДПР Владимир Жириновский, тоже высказался против законопроекта – хотя, по своей традиции, в своём выступлении ушёл в далёкие от обсуждаемого вопроса темы.
«В зале гробовая тишина. Мы обсуждаем вопрос повышения пенсии, но никто не называет нашу главную проблему. А это – перевёрнутая пирамида власти. В 1917 году за три дня исчезла Российская Империя, а в 1991 году – три дня, и нет Советского Союза. Какая пенсия, когда нет страны? Когда всё решает один человек – успеха не добиться, а решать должны широкие массы людей. Мы должны перейти или к нормальной демократии, или уж к открытой диктатуре… но диктатура – это слишком дорого, демократия дешевле. А сейчас обсуждать пенсии – всё равно, что 22 июня 1941 года рассуждать о том, какой будет советская пенсия в 1945 году. Сначала нужно отбиться от врага! Мы теряем триллион на коррупции, триллион на [неэффективных] госзакупках – сначала нужно разобраться с этим», — сказал Жириновский.
В итоге спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил о необходимости создания рабочей группы с участием экспертов, профсоюзов и политиков, которая будет заниматься «качественным улучшением» законопроекта – она соберётся в следующий раз 30 августа – 2 сентября. Срок для внесения поправок, напомним, установлен до 24 сентября. Уже предложено более 100 поправок.