Site icon ИА «Диалог»

Координатор St. Petersburg Harley Days: «Те, кто на двух колёсах – все равны и все братья»

Накануне открытия мотофестиваля St. Petersburg Harley Days корреспондент «Диалога» побеседовал с координатором этого мероприятия Игорем Щербаковым. Игорь Иванович рассказал, чем важен для организаторов именно нынешний праздник, и что можно было бы сделать для продвижения больших байкерских слётов.

Фестиваль Harley Days откроется 2 августа на площади Островского

— 2018 год – юбилейный год для Harley Davidson: 115 лет. У компании есть традиция: раз в 5 лет делать большие праздники. Волей судьбы в 2008 году – как раз тогда, когда удалось получить первое представительство Harley Davidson – я был приглашён в Милуоки, где находится завод Harley Davidson. И на том празднике, который там был, я увидел 400 тысяч мотоциклов в одном месте – это было невероятное зрелище. В нынешнем году основное празднование прошло в Праге – она долго билась за это право, и туда приехали 150 тысяч гостей со всех концов мира и Европы. Прага в буквальном смысле гудела! А началось это 35 лет назад, когда компания Harley Davidson создала уникальный организм – клуб владельцев мотоциклов этой марки, H.O.G. (Harley Owners Group – ИА «Диалог»). Этот клуб помог Harley Davidson стать легендарным брэндом, потому что, в принципе, у многих марок такие же хорошие, качественные мотоциклы, но ни один брэнд не может похвастаться таким легендарным статусом, фактически – названием нового стиля жизни.

— Обычно считается, что мотоциклы вообще (а Harley Davidson – в особенности) – это чисто мужское развлечение и образ жизни. А сколько вообще женщин среди мотоциклистов?

— В Америке, согласно статистике, за рулём мотоциклов 35 процентов женщин. Меня это сначала удивило, но потом я сел, подумал – и вспомнил, что в России 20 лет назад или в конце советских времён 95 процентов людей за рулём – это были мужчины. А сегодня? Каждым вторым автомобилем управляет женщина. Поэтому и в России количество девушек-мотоциклисток увеличивается – у нас в прошлом году даже одна девушка из екатеринбургского чаптера (мотоклуба – ИА «Диалог») попала в журнал Harley Davidson как девушка, проехавшая по Европе 18 тысяч километров. Девчонок становится всё больше и больше – в основном они ездят на заднем сиденье, с мужчинами, но и число тех, кто садится за руль, увеличивается. Harley Davidson специально для них готовит модели мотоциклов – с пониженным сиденьем (low), так как девушки обычно всё-таки ниже ростом. Есть и специальная одежда – так что для женщин делается многое.

— Вы говорили о том, что город достаточно плотно помогает фестивалю. Что ещё можно было бы сделать в этой области?

— Очень нужна реклама фестиваля за рубежом, потому что здесь, в России, он очень известен, его все знают, а на Западе – нет. Но вопрос в том, что если американцам (а у них культура Harley Davidson очень развита) рассказать и донести до них, что в России есть фестиваль – это было бы ещё одним мощнейшим толчком для развития событийного туризма. К примеру, 10 лет назад в Петербурге впервые прошла регата Volvo Ocean Penta – это была такая красота, когда Неву заполонили яхты гигантских размеров! И всё – этого больше никогда не было. Сколько людей сюда тогда приехало!.. И это было один раз.

— Как можно было бы сделать фестиваль ещё более популярным?

— Первое: мы сделали предложение Ростуризму и нашему городскому комитету по туризму. У нас есть специальный «агитационный поезд», который может ездить по точечным местам, потому что за долгие годы работы мы поняли, как нужно рекламировать фестиваль. Нет смысла ездить на крупные туристические выставки – нужно ходить по специализированным мероприятиям. А в данном случае специализированные выставки – это такие же фестивали Harley Davidson, куда приезжают люди. И люди, бывая в одних и тех же местах – а основных всего штук пять: фестиваль в Гамбурге, в Австрии, European Bike Week – немного утомляются… поэтому, когда они видят новое название, они говорят: «О, Россия, новая точка – с удовольствием поедем!» В прошлом году после встречи с Ростуризмом в Париже, в российском консульстве, я специально добился возможности побывать на встрече клуба в Париже. Там мне сказали: «Мы двадцать лет мечтали приехать в Россию!» Двадцать лет подряд они доезжали до российской границы – и боялись заехать: через Прибалтику уходили на Финляндию. Но когда ты сам приехал, рассказал, они увидели живого человека и действительно узнали, что фестиваль Harley Davidson есть – «мы готовы». И в прошлом году приехали двадцать красивейших французов: все в беретах, фантастика. Так вот, мы придумали агитационный поезд в виде «дома на колёсах» с прицепом. Это позволяет очень сильно снизить расходы на гостиницы: четыре человека в этом доме могут жить, а прицеп разворачивается в сцену. Получается как у бременских музыкантов (смеётся). В прошлом году по заданию правительства Санкт-Петербурга и комитета по туризму проехали по дорогам Германии, по стадионам, рекламируя чемпионат мира по футболу. Нас знали как опытных людей – и нам это поручили. Мы специально взяли у комитета по развитию туризма передвижную информационную точку, и с ней ездили – продвигали ЧМ. Точно так же можно ездить по мотоциклетным мероприятиям и приглашать людей. Здесь очень важны личные отношения и доверие.

— Как вы оцениваете культуру мотоциклетного вождения на дорогах? Как она изменяется?

— Меняется, мне кажется, отношение к ней, потому что в Петербурге, насколько я слышал, у многих было негативное отношение к мотоциклистам. Это было связано с двумя вещами: до того, как в 2008 году мне удалось открыть дилерскую Harley Davidson в Санкт-Петербурге, в городе были в основном старые мотоциклы [этой марки], которые выглядели не очень, у них текло масло… Люди не видели современных мотоциклов, потому что по сравнению с автобизнесом мотоциклетный бизнес пришёл очень поздно – лет на 15 позже… Это привело к тому, что люди видели в основном старые мотоциклы; отсутствие культуры вождения привело к тому, что многие ездили по ночам, гудели, шумели – и это тоже отталкивало людей. Негативный опыт был – а после первого фестиваля, который прошёл в центре города, на площади Островского, это стало меняться. Мария Дмитриевна Щербакова, которая тогда возглавляла администрацию Центрального района, очень боялась его проведения, переживала… А когда мы его провели и она увидела, как это выглядело, она сказала: «Игорь Иванович… любое место Центрального района, любое время – пожалуйста! Потому что вы принесли такую красоту в город: приехали иностранцы на красивых мотоциклах, красиво одетые, состоятельные люди…» Отношение сильно меняется. Когда я езжу на своём мотоцикле, люди дают дорогу. Вообще за мотоциклом Harley Davidson стоит идеология спокойной езды. Часто люди переживают, когда на спортивных мотоциклах носятся со скоростью 200 километров в час – это создаёт опасность на дороге и дискомфорт тем, кого возят сзади. Мы от этого отличаемся кардинально – мы ездим спокойно, никуда не торопимся, за рулём – люди, у которых голова на плечах. Нас за это на дороге в достаточной мере уважают, потому что и мы относимся уважительно ко всем участникам дорожного движения.

— В фестивале и параде может принять участие обладатель любого мотоцикла?

— Да, мы на всех наших рекламных носителях пишем: «для всех марок мотоциклов». Просто Harley Davidson является организатором этого праздника, а для нас все, кто на двух колёсах – все равны и все братья.

— Сколько людей ожидается в парадной колонне?

— Традиционно, мы думаем, около 5000 мотоциклистов. Примерно тысяча – иностранных.

Беседовал Илья Снопченко / ИА «Диалог»