Наш новый герой – звукорежиссёр студии дубляжа, где озвучиваются зарубежные фильмы и сериалы, Полина. «Диалог» поговорил с ней о том, как записывают звук, а также о порно, мягких игрушках и Смерти.
«Нравилось слушать музыку и представлять в голове клипы к любимым песням»
Стать звукорежиссёром я решила лет в 16. Это было совершенно спонтанно. Просто мне нравилось слушать музыку и представлять в голове клипы к любимым песням. Тогда я почему-то считала, что это и есть то, чем занимается звукорежиссёр. Но в университете стало ясно, что работа со звуком ничего общего с клипами не имеет. Многие, кстати, когда выбирают эту специальность, не знают, на что они идут и думают, что это напрямую связано с записью музыки, например. Несмотря на несоответствие ожиданий и реальности, в университете мне всё равно нравилось. Дело было даже не в самое учёбе, а скорее в среде, которая всех нас — меня и моих однокурсников — так или иначе формировала.
«В дубляже много фильмов и сериалов, которые нужно озвучить быстро»
Звукорежиссура в разных сферах отличается. Допустим, если ты работаешь на съёмочной площадке фильма, то, как правило, сидишь за аппаратом записи звука. У тебя есть помощники, которые устанавливают микрофоны и другую необходимую аппаратуру. А ты этим всем управляешь, следишь за общим процессом. Работа в студии – это совсем другое дело. Ты записываешь речь героев, шумы и всё такое, то есть отвечаешь за всю звуковую гармонию картины. Совсем иначе обстоит дело в дубляже. К примеру, мы в нашей студии делаем закадровое озвучание. Это когда иностранная речь не вырезается, озвучка просто накладывается на оригинал. Бывает, например, настоящий дубляж, который должен «попадать в губы», то есть идеально синхронизироваться с картинкой. Хотя не сказала бы, что нам проще. У нас очень большой поток фильмов и сериалов, которые нужно делать быстро.
«Актёры дубляжа профессиональны, поэтому могут записываться без репетиции»
Сам процесс записи несложный. Допустим, приходит к определённому времени актриса. Мы смотрим по расписанию, сколько ей нужно записать за сегодня. Например, на неё выделено два часа, за которые мы должны успеть сделать четыре серии. И начинаем работать. Обычно в этот момент рядом со мной редактор, который следит за текстом, но иногда я и сама этим занимаюсь. И у меня, и у актрисы есть на руках текст, в котором её реплики выделены курсивом, подписан тайм-код. Я включаю указанное время, когда актриса должна вступить, и она сразу читает текст. На репетиции времени нет, но актеры крайне профессиональны, так что в большинстве случаев они сразу попадают и в интонации, и в темп. После того, как всё будет озвучено, я склеиваю общую картину. В целом, монтаж занимает 1-1,5 часа. Мы ко многим сериалам делаем дубляж. Например, недавно работали над «Враждой». Очень рекомендую!
«Реплик у актёров порно не так уж и много. В основном что-то типа «о, господи» и «о, боже»»
На студии немало странных вещей приходится записывать. Был такой период, когда у нас озвучивали порно. Вначале всем было неловко, но потом этот процесс оказался достаточно скучным. Нам нужно было озвучить только слова, а не всякие вдохи-выдохи. Реплик у актёров там не так уж и много. В основном что-то типа «о, господи» и «о, боже». Но иногда у них появляются какие-то сюжетные линии. Мне очень интересно было посмотреть, как сюжет переплетается со всем остальным. Люди на студии по-разному относятся к этой работе: кто-то раздражается, но всё равно соглашается, а кто-то спокоен. В любом случае, все понимают, что это просто способ заработать денег. Мне сначала было некомфортно сидеть и смотреть на голые тела, а потом стало всё равно, даже в какую-то рутину превратилось.
Ещё у нас озвучиваются различные детские игрушки. Например, недавно писали звук для кассового аппарата. Это очень забавный процесс, потому что мы с актёрами три часа записываем странные фразы типа «Аппетитно!» или «Очень здорово!». Ещё более странно – это работать с песенками, которые мы записываем для этих игрушек, потому что они лишены и рифмы, и гармонии. Но всё это гораздо интереснее, чем работать с порно. Тут, например, надо уметь по тонам подтягивать голос актрисы, если она не по всем нотам попала в песне. В принципе, весь процесс требует долгой и кропотливой работы.
«С детьми надо играть, чтобы вытащить из них нужную интонацию»
Больше всего, конечно, я люблю работать с актёрами. В этом есть динамика, общение с людьми всегда интересно. Всё обычно проходит быстро и весело. А вот сводить не очень люблю, это бывает скучно. Да и вообще, круче всего работать не просто на дубляже, а на озвучке мультфильмов. Помимо своей основной работы, я иногда пишу сценарии к мультику «Три кота». Пару раз я присутствовала на его озвучании. Главных героев там озвучивают дети и с ними надо играть, чтобы вытащить из них нужную интонацию. Это кропотливая и скрупулёзная работа, но мне именно такое и нравится. В дубляже этого меньше, там вообще не так много места для творчества из-за количества работы, которую нужно сделать быстро. Хотя и тут мы про качество не забываем.
«Ты фильм не смотришь, а слушаешь»
Я люблю пересматривать сериалы, которые озвучивались у нас. Особенно если мне нравится сюжет. А вот когда смотрю что-нибудь, что озвучивалось на другой студии в Петербурге, сразу узнаю актеров дубляжа по голосу, и это мешает просмотру. Я представляю не героя, а того, кто его озвучивает, вслушиваюсь в интонации и иногда думаю: «О, а вот тут он постарался, молодец!» или «Ой, а тут не очень получилось». Да и в принципе, когда смотрю фильмы или сериалы, обращаю внимание на звук. Это началось ещё в университете: ты фильм не смотришь, а слушаешь. Мне, например, нравится звукорежиссёр Кирилл Василенко. Его почерк я узнаю из тысячи. Особенно мне нравится его звуковое оформление в фильме «Космос как предчувствие».
«У каждого звукорежиссёра есть свой стиль»
На дубляже нужно уметь держать в поле внимания несколько очагов, следить одновременно за разными параметрами. Что касается звукорежиссуры в кино, то нужно иметь хороший музыкальный слух, но это не обязательно. Ещё важно чувствовать визуальное. Многие об этом забывают и думают, что звукорежиссёр – это только звук и ничего больше. Ты всегда работаешь на режиссёра, тебе нужно понять его идею и атмосферу, воплотить это через звук, а не отталкиваться только от своих представлений. Так что пространства для самовыражения не так много, но, несмотря на это, у каждого звукорежиссёра есть свой стиль, почерк каждого довольно легко угадывается.
«Если нужно создать звук пощёчины, то ты берешь кусок мяса и бьёшь по нему»
В работе звукорежиссёра, как я уже говорила, немало места для творчества. Я поняла это, когда делала свою дипломную работу. Я делала звук к мультфильму, выполненному в кукольной анимации. Главным персонажем картины была Смерть, которая работала в офисе среди таких же, как она. Это было что-то вроде Тима Бёртона. Нам нужно было озвучить хруст костей Смерти, когда она двигается, и для этого мы использовали сельдерей. То есть мы купили много стеблей сельдерея и ломали их перед микрофоном. Вообще, таких уловок уйма. Если надо создать звук пощёчины, то ты берешь кусок мяса и бьёшь по нему. Ещё раньше, в советских фильмах звук ветра создавали при помощи пакета, но сейчас всё значительно облегчают шумотеки.
«Всё время нужно что-то таскать, грузить, перемещать»
Не знаю, хотела ли бы я быть звукорежиссёром на съёмочной площадке. Это очень сложная работа, тебе всё время нужно что-то таскать, грузить, перемещать. Нужно быть довольно-таки крепким физически. Если бы и работала над каким-нибудь фильмом, то только с таким режиссёром, с которым есть понимание. Важно понимать задумку человека, на которого работаешь. И нужно помнить ещё, что ты – это часть большого процесса, и вместе со всеми создаёшь что-то большое и цельное.
Беседовала Елена Герасимова / ИА «Диалог»