На заседании в среду, 4 июля, Законодательное Собрание Петербурга большинством голосов поддержало проект федерального закона об увеличении пенсионного возраста. Выступления оппозиционных (и даже условно провластных) депутатов, обосновывавших ненужность и вредность этой меры, ни к чему не привели.
«Россия последней из стран на пространстве СНГ приступает к пенсионной реформе. Она оказалась самой ответственной страной, которая сделала всё возможное для того, чтобы оттянуть это решение. Правительство, депутаты разных уровней власти в полной мере отдают себе отчёт в том, что пенсионная реформа, которая обсуждается с 1995 года – всегда болезненная и крайне непопулярная мера. Оппоненты проекта предлагают не проводить пенсионную реформу, не рисковать своим комфортом, стабильностью и популярностью, не проявлять политическую волю – и предоставить будущим поколениям разрубать гордиев узел усугубляющихся проблем. Мы должны открыто сказать, что бездействие пагубно, и взять на себя ответственность за реформирование пенсионной системы. По данным Пенсионного фонда и силовых ведомств, на одного пенсионера приходится 1,7 работающих, а в некоторых регионах число работающих и количество пенсионеров уже практически сравнялось. Каждый год число пенсионеров в стране возрастает на 1,5 миллиона, а количество работающих граждан – уменьшается на 400 тысяч человек», — заявила председатель комиссии ЗС по социальной политике и здравоохранению Елена Киселёва, представляя инцииативу.
Компенсировать нововведения, против которых выступает подавляющее большинство населения страны, она предлагает при помощи мер социальной поддержки, которые разрабатывались и принимались в Петербурге.
«Ни экономических, ни социальных, ни демографических оснований для повышения пенсионного возраста нет. В странах ОЭСР, многие из которых принимали решение о повышении пенсионного возраста, за полвека продолжительность жизни выросла на 17 лет, у нас же – только на два года. [Средняя] ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличилась у нас только благодаря сильному снижению младенческой смертности, тогда как смертность в трудоспособном возрасте (а именно этот показатель является критерием для повышения пенсионного возраста) на данный момент у нас даже выше, чем в начала 60-х годов. 8 мужчин на 1000 трудоспособного населения (против 5,5 в 60-е годы) умирает, не дожив до пенсии. Что касается социальных оснований – с точки зрения рынка труда у нас нет рабочих мест либо для граждан пожилого возраста, либо для молодёжи. Обращаюсь к опыту Франции и Греции – стран, которые принимали аналогичные решения без оснований со стороны рынка труда: они получили всплеск молодёжной безработицы (до 30 процентов), и как следствие – массовый протест уже молодёжи. Кроме того, у нас есть специфические социальные особенности – уходящие на пенсию женщины, «молодые пенсионерки», на самом деле работают за несуществующие детские сады, несуществующие детские оздоровительные лагеря, подпирают собой обеспечение медицинской помощью, плюс выполняют функцию ухода за своими престарелыми родителями, которыми за 80. Бабушка «стоит» гораздо дешевле, чем детский сад, а сиделка – дочь, ухаживающая за родителями – значительно меньше, чем дом престарелых. Вот когда эти условия, эта социальная инфраструктура, будут созданы – тогда и поговорим!» — ответила Оксана Дмитриева, возглавляющая фракцию «Партии роста» в ЗС.
Она добавила, что экономических и фискальных оснований для повышения пенсионного возраста также нет, поскольку, по её словам, в силу высокой заболеваемости значительное количество людей будет уходить на пенсию не по возрасту, а по инвалидности. Вырастут расходы на пособия по безработице, по уходу за одинокими людьми. По её мнению, поскольку реформа также подразумевает возвращение накопительного элемента, в выигрыше могут оказаться финансовые структуры, которые будут «прокручивать» у себя пенсионные деньги.
«Хотел бы вернуть вас на два года назад, когда шла предвыборная гонка. Думаю, у всех нас был в программе пункт «пенсионная реформа – мы говорили о том, что будем работать с пенсионерами, чтобы повысить им выплаты. Но я никак не думал, что всё это обернётся вот так – что мы будем повышать ещё и пенсионный возраст. Да, у государства есть исторически важные проекты – но мы за это и так уже платим: повышаются тарифы, НДС, выросли цены на бензин. С 1938 года пенсионный возраст не поднимали – но посмотрите, что за это время пережила страна: мы преодолели Великую Отечественную войну, восстановили города и промышленность, у нас были замечательные Вооружённые силы, мы полетели в космос. И всё это обошлось без повышения пенсионного возраста. А что мы делаем сейчас? Мы повышаем пенсионный возраст, причём абсолютно непонятным образом: почему-то женщинам на 8 лет, мужчинам – на 5. Почему? Ведь женщины – это залог того, чтобы детей было больше, чем родителям. Поэтому предлагаю хотя бы женщинам, имеющим двух или более детей, оставить пенсионный возраст, который есть сейчас. А скоро производство будет полностью роботизированным, и если мы сейчас сохраним инструмент повышения пенсионного возраста для тех, кто будет за нами, мы просто потеряем пенсию вообще. Поэтому предлагаю не повышать пенсионный возраст и оставить всё как есть», — высказался Олег Капитанов – глава фракции ЛДПР, которая обычно поддерживает все решения власти в лице «Единой России», в отличие от остальных фракций ЗС.
«Коллеги, это не реформа. Это грабёж и насилие в отношении миллионов россиян, которое осуществляется под футбольную анестезию. Будем болеть – в надежде на победу над Хорватией, и молиться, чтобы под шумок не решили вернуть крепостное право. Такая, к сожалению, сейчас история. Но это происходит с особым цинизмом: в один и тот же день государственные социологические службы сообщают, что 90 процентов населения выступает против, и в тот же день правительство объявляет о начале пенсионной реформы. Кто-то может, наверное, к этому принюхаться и привыкнуть, но я этот цинизм воспринять не могу. Это глубокое презрение к своему народу. К сожалению, и достаточно большая часть этого народа готова оправдать любые действия власть — такая новая поросль, «терпилоиды», которые на всё согласны», — добавил Максим Резник, представляющий «Партию роста».
Ранее депутат Борис Вишневский назвал происходящее попыткой федеральной власти «повязать» власти всех регионов, заставив их официально высказаться в поддержку «реформы». Напомним, что из видных чиновников открыто выступил с осуждением планов правительства только мэр Владивостока Виталий Веркеенко.
«90 процентов граждан – против повышения пенсионного возраста: никакой иной социологии у роста пенсионного возраста нет и быть не может. Мы с вами – представительная власть: мы обязаны поступать в соответствии с мнением тех, кого представляем, а не вопреки ему. Почему люди выступают против увеличения пенсионного возраста? Потому что понимают, что их обманывают и грабят. Повышение пенсионного возраста – это недополученные пенсии, льготы и отнятое время жизни – время отдыха, на которое люди имели право рассчитывать, заслуженно отработав много лет. Ухудшится положение семей с детьми – миллионы бабушек и дедушек будут вынуждены работать вместо того, чтобы помогать своим детям в уходе за внуками. Никакой экономической необходимости нет – как нет катастрофы с бюджетом Пенсионного фонда. Разговоры о том, что раз число пенсионеров растёт, то денег в бюджете не будет хватать – неправда: с 2001 по 2016 годы, по статистике, стало на 4 миллиона больше пенсионеров и на 9 миллионов – работающих пенсионеров. Пенсии маленькие не потому, что много пенсионеров, а потому, что денег на пенсии выделяется мало – и тут пример надо брать не с Украины, Армении или Азербайджана, а с европейских стран. Россия направляет на выплату пенсий 8 процентов ВВП, в Европе – от 12 (в Австрии) до 16 (в Италии). Кстати, там нет ни нефти, ни газа – вы верите в то, что Россия не настолько богата, чтобы обеспечить достойное существование пенсионерам? Я – нет. Надо просто перестать кормить армию силовиков, которых уже стало больше, чем пенсионеров, но которые охраняют власть, а не народ. Прекратить поддерживать олигархов, попавших под санкции. Прекратить отдавать доходы от продажи ресурсов и прибыль госкомпаний узкой группе лиц и начать борьбу против коррупции. Оборонный бюджет можно спокойно сократить на 30 процентов», — заявил Вишневский.
В начале заседания Законодательное Собрание не стало вносить в повестку дня проект заявления о несогласии с повышением пенсионного возраста. Утром у здания ЗС стояли в одиночных пикетах противники «реформы».
Илья Снопченко / ИА «Диалог»