Эксперт по экологическим правам Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Елена Есина полагает, что закон, призванный регулировать воздействие производственных объектов на окружающую среду, не будет работать из-за отсутствия установленных нормативов. Об этом Есина рассказала в материале для портала Infox.ru.
«В июле 2014 года принят Федеральный закон о переходе на принципы наилучших доступных технологий (от 21.07.2014 №219 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), который был представлен как новый шаг в регулировании воздействия производственных объектов на окружающую среду на основе технологических показателей НДТ.
Прошедшие 5 лет подготовки к реализации принятого закона, основные положения которого вступают в силу в 2019-2020 годах, показали, что перспективы этого перехода и сама суть вступающих в силу изменений становятся все менее очевидны. За полгода до вступления норм закона в силу состояние массива подзаконных актов, формирующих облик нового природоохранного законодательства не позволяет ни одному из действующих предприятий начать подготовку к подаче заявки на получение комплексного экологического разрешения», — говорит эксперт.
Она добавляет, что до настоящего момента не определен состав до 300 предприятий – крупнейших загрязнителей, которые, согласно принятому закону в течение трёх лет с даты его вступления в силу должны начать подготовку заявки на комплексное экологическое разрешение.
«Проект правил выдачи комплексного экологического разрешения наглядно иллюстрирует склонность регулятора к усложнению и сохранению пороков действующей системы природоохранного нормирования. Вместо простого установления нормативов на основании сопоставления данных о фактических эмиссиях предприятия и показателей, определенных в справочниках по НДТ, природопользователям предлагается произвести сложные расчеты, и, в конечном счете, установить не обусловленный технологией норматив эмиссии «на конце трубы», а абстрактное ограничение, увязанное с зачастую недостижимыми показателями предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе или водных объектах (санитарно-гигиеническими и/или рыбохозяйственными ПДК)», — считает она.