C 1 июля в Анненкирхе будет открыта выставка «Петли». Это индивидуальная выставка стрит-арт художника Андрея Оленева, который ранее выпустил книгу «Пыль». В рамках этого проекта автор граффити-работ вместе с коллегой Андреем Дружевым путешествовали по России и рисовали на заброшенных сооружениях. «Диалог» взял у Андрея Оленева блиц-интервью о его проектах и работах.
Вы начинали с того, что работали вместе с группой Muddlehood. Что это за группа художников? Что вы делали? Как вообще в Нижнем Новгороде на тот момент и сейчас обстоит дело со стрит-артом?
Начиналось всё не с Muddlehood, а намного раньше, если речь об уличном рисовании. Muddlehood — это больше дружеский коллектив, чем художественный, несмотря на то , что мы и сейчас занимаемся художественной деятельностью вместе в одной мастерской. Раньше мы активнее рисовали на улице, сейчас в плане нелегального уличного искусства в Нижнем всё стихло. Мало кто рисует. Кто-то ищет новые подходы к улице или проводит фестивали на легальной основе.
Вы рисовали на заброшенных деревянных домах в Нижнем Новгороде, стараясь привлечь внимание к проблеме нереконструированного старого центра. Как на работы реагировали люди и городские власти?
Жители в Нижнем Новгороде доброжелательные. Никогда не возникало конфликтов с людьми, проживающими в доме, на котором ты делаешь работу. С городскими властями не знаком, реакции также не видел.
Как вы начали работать в Петербурге? Расскажите о вашей работе для Михайловского театра. Какие ещё проекты здесь делали?
Первая работа была в Музее стрит-арта в 2015 году. Там я познакомился с Альбиной Мотор. Именно она со своей замечательной командой из Института исследования стрит-арта позвала меня через некоторое время поработать над интересным проектом по преображению строительных ограждений Михайловского театра, когда его фасадная часть была на реконструкции.
Я так понимаю, что в Петербурге будет ваша первая персональная выставка. Каково это, условно говоря, перебираться с улицы в галерею с совсем другим форматом?
Я изначально художник из мастерской, поэтому никуда я не переходил. Улицу можно назвать такой же галереей. Только для меня на улице становится очень много рамок в плане цензуры. Я всегда ответственно подхожу к тому, что делаю на улице, и часто это не совсем те темы, которые меня действительно волнуют. Об этих темах я как раз лучше расскажу в закрытом пространстве, где человек вправе прийти и уйти. На улице ты ставишь прохожего перед фактом.
Как бы вы определили стиль, в котором вы делаете свои работы?
Думаю, что-то близкое к сюрреализму.
Почему, собственно, центральная тема — именно «петля»? Какая петля? На шее повешенного, на оконной раме, метафизическая петля, в которую попал человек?
Изначально — это металлическая фурнитура, которой скрепляют многосоставные складни. И мне нравится игра этого слова. Можно долго размышлять над смертью, связью, созданием, изменением, тайной, открытием, и при этом всём ты сам попадешь в «петлю» своих раздумий.
Расскажите про проект «Пыль». Это буквально — художественное путешествие. Как родилась эта идея? В каких городах вы побывали и что рисовали там?
«Пыль» — малотиражное печатное издание, результат путешествия-исследования по России и Абхазии в течение 30 дней. Это совместный проект с Андреем Дружаевым.
Не имея чётко спланированных целей и привязки к маршруту, мы проехали более 8000 км, побывали в Воронежской области, Краснодарского края, Ростовской области, Ленинградской области, Вологодской области, Абхазии. На протяжении всего путешествия основа нашей деятельности заключалась в поиске мест, заброшенных сооружений, отражении атмосферы с помощью рисунка в уникальном пространстве, напоминающем руины далёкого прошлого.
Беседовала Вероника Бабкина / ИА «Диалог»