В мае на Международном Каннском кинофестивале журналист и политический деятель Ксения Собчак представила фильм о своём отце – первом мэре Петербурга Анатолии Собчаке. Месяц спустя – в День России, 12 июня, – картина «Дело Собчака» вышла в прокат. Фильм, согласно анонсу, – это история политика, «рассказанная его семьей, его соратниками и его врагами». Среди рассказчиков оказался и нынешний президент России, а в недавнем прошлом – соперник Ксении Анатольевны в предвыборной гонке, Владимир Путин. Сценаристом выступила сама Ксения Собчак – в соавторстве с режиссёром фильма Верой Кричевской.
Корреспонденту «Диалога» удалось встретиться с Ксенией после презентации картины на «Ленфильме» и поговорить о том, как сохранить объективность, будучи одновременно журналистом и дочерью, связан ли фильм с её предвыборной кампанией, и почему она решила снять его, спустя 18 лет после смерти отца.
Вы говорили, что шли к созданию фильма 18 лет. А когда пришло понимание, что вот, всё, теперь надо снимать кино?
Мне кажется, после того, как я посмотрела Верин фильм «Очень свободный человек» про [Бориса] Немцова и поняла, что она тот человек, который справится. Мне очень не нравилась документалистика многих наших авторов, мне было сложно представить, кто может снять такой фильм в качестве режиссёра. В Вере я увидела человека, который сможет это сделать.
Хочу сразу сказать – это никак не связано с моей предвыборной кампанией, этот фильм замышлялся за более чем полгода до неё. Мы начали работу [заранее], то есть мы уже в мае [2017 года] сделали все интервью. О том, что я вообще собираюсь какую-то [политическую] карьеру делать, я стала всерьёз задумываться только в конце июля. Мы задолго до этого начали делать фильм.
Дата выхода фильма в прокат – 12 июня. Это символичная дата: так задумывалось изначально, приурочить премьеру ко Дню России?
Изначально задумывалось, что фильм выйдет 19 февраля, так как это годовщина смерти моего отца. Но так как появилась политическая составляющая (выборы президента России в марте 2018 года – ИА «Диалог»), то мы с Верой решили перенести премьеру, чтобы не делать фильм агитационным продуктом, чтобы его не оценивали, как политическое высказывание. Нам было крайне важно, чтобы этот фильм шёл отдельно, особняком, как просто документальное кино двух журналистов. И в этом смысле мы нашли просто другую дату, тоже символическую – День России.
В Питере в День города [27 мая], да, для меня важно было показать кино здесь в первый раз. Но это была не премьера, а закрытый показ «для своих».
Вы говорите, что это кино двух журналистов. Насколько сложно было совместить в себе две роли — журналиста и дочери? Это кино журналиста или дочери?
Это кино журналиста-дочери, скажем так. Конечно, было тяжело, но я вообще умею совмещать, как вы могли заметить по моей предыдущей жизни, поэтому для меня это была интересная задача: сохранять объективность в очень непростых условиях.
Требовалось отстраниться в какой-то момент?
Да, но это не мемориальный фильм: там есть и враги, и друзья, там есть крайне негативные характеристики и справедливые характеристики моего отца. Мы это намерено всё оставляли, мы не хотели, чтобы история выглядела плоской и однобокой.
На презентации фильма в Центре документального кино Вы говорили, что в ленту не вошло огромное количество материала из интервью, в том числе из часа с лишним интервью с Путиным вошло всего шесть минут. Что Вы дальше планируете с этим материалом делать?
Конечно, мы будем публиковать его. Выкладывать на мой YouTube-канал, параллельно распространять по соцсетям, и так далее. Мы хотим, чтобы его увидело как можно больше людей. Будут выходить ролики на YouTube-канале, где будет написано «Дело Собчака».
Беседовала Мария Осина / ИА «Диалог»