Накануне начала Чемпионата мира по футболу, матчи которого будут проходить – среди прочих российских городов – в Петербурге, городской комитет по развитию туризма рассказал «Диалогу» о том, что сделано для гостей ЧМ. Речь идёт не только о гостиницах и транспорте, но и о… котах.
Домик синьора Тыквы
В Петербурге на сегодняшний день предоставляют услуги 1186 аккредитованных «коллективных средства размещения», то есть – гостиниц и хостелов, общий номерной фонд которых равняется, по оценке ведомства, 40 083 комнат. Все аккредитованные гостиницы готовы принять туристов и болельщиков ФИФА, заявили в КРТ.
«В структуру гостиничных предприятий Санкт-Петербурга вошли 25 гостиниц категории «пять звёзд», 92 гостиницы категории «четыре звезды», 275 гостиниц категории «три звезды», 79 гостиниц категории «две звезды», 19 гостиниц категории одна звезда. Самый массовый сегмент — это малобюджетные средства размещения типа «мини-отель» или «хостел» – 683 объекта», — отметили в ведомстве.
В комитете Смольного указали, что городские власти перед началом чемпионата проверили 12 гостиниц, в которых будут размещаться «клиентские группы» ФИФА (то есть – спортсмены, официальные лица и те, кто задействован в организации матчей), а также ещё 42 отеля, в которых поселятся гости Чемпионата.
Футболо туристо, облико морале
Остаётся вопрос о том, будет ли 40 тысяч мест в гостиницах достаточно для того, чтобы принять всех любителей спорта, которые приезжают в Петербург. Разумеется, мало кто из них будет обитать в Северной столице (равно как и в любом другом из городов, принимающих чемпионат) на протяжении всего месяца – большая часть приезжает на конкретные матчи, перебираясь из одного населённого пункта в другой в зависимости от того, какие игры интересуют больше. Согласно достаточно консервативной оценке губернатора Георгия Полтавченко, на чемпионат мира в Петербург приедут порядка 400 тысяч болельщиков. А вот согласно предварительным данным АНО «Транспортная дирекция Чемпионата мира по футболу 2018 года в РФ», ожидаемый пассажиропоток – воздушный, железнодорожный и автомобильный – в Санкт-Петербург на международных и российских направлениях в период с 11 июня по 23 июля составит около 650 тысяч человек (в комитете по развитию туризма привели более точную цифру – 643 660). Разумеется, не все эти люди едут именно на чемпионат, не всем понадобится размещение и перевозка.
«В преддверии Чемпионата мира по футболу замечен повышенный интерес к нашему городу среди иностранных любителей спорта. Это обусловлено, в том числе, восприятием за рубежом Санкт-Петербурга как самого «европейского» города России, а также тем, что Россия – страна, в которую можно съездить, не затратив значительных средств. Уже сейчас видно: большая часть номерного фонда петербургских средств размещения зарезервирована. По последним данным, забронировано более 50 процентов всего номерного фонда гостиниц. Экспертами прогнозируется полная загруженность отелей этим летом», — указали в комитете по развитию туризма.
По данным ведомства, в России запрошено более 3 миллионов билетов на матчи. Петербург находится на первом месте среди всех городов-организаторов по количеству запрошенных и купленных билетов. По данным ФИФА, по состоянию на 7 июня было продано 2,4 миллиона билетов, ещё 120 тысяч были выпущены в продажу после этой даты.
Куда податься бедному фанату?
В комитете по развитию туризма указали на то, что специально к Чемпионату мира организованы несколько культурных мероприятий, которые позволят несколько разнообразить опыт.
Например, в выставочном зале Архивного центра (улица Таврическая, 39) с мая по декабрь работает выставка «Футбольная история Санкт-Петербурга». Там показаны архивные документы и фотографии, посвящённые истории развития футбола в Петербурге-Ленинграде. Авторы экспозиции решили проследить появление и развитие этой игры в Северной столице, а также рассказать про традиции футбольных фанатов города. Особое место в выставке уделено футболу не только как профессиональному виду спорта, но как одному из главных хобби петербуржцев-ленинградцев.
www.spbarchives.ru
Кроме того, летом в Военно-медицинском музее (Лазаретный переулок, 2) пройдёт выставка «Какая боль!..» Футбол и медицина». Её посетители узнают о спортивном травматизме и тех технологиях, которые применялись врачами при лечении травм, полученных спортсменами. На экспозиции можно познакомиться с уникальными мемориальными материалами из собраний выдающихся медиков. Кроме того, организована специальная интерактивная зона, посвящённая спорту и рассчитанная в основном на детей и подростков.
Ещё в преддверии ЧМ-2018 в Петербурге проходит акция «Моя любовь — футбол и кот». Напомним, что 32 ростовые фигуры котов с футбольными мячами были расписаны лучшими художниками Петербурга в рамках благотворительной акции «Моя любовь — футбол и кот», и во время Чемпионата все 32 кота будут установлены в разных местах Центрального района. Встретившим их будет предложено принять участие в квесте, собрать фотографии всех фигур и получить подарки от благотворителей, котокафе «Республика кошек» и Клуба болельщиков сборной России. С 15 июня по 15 июля по городу будут курсировать автобусы с изображением расписанных фигур.
Связь между темой спорта и домашними питомцами налажена и через персону эрмитажного кота-оракула Ахилла, который стал известен своими точными предсказаниями результатов матчей, сыгранных на прошлогоднем Кубке Конфедераций. Ахилл продолжит выступать на Чемпионате мира 2018 года – интересно, насколько точными будут его прогнозы на этот раз? Кот будет предсказывать исход матчей, проходящих в Петербурге: происходить это действо будет в Эрмитаже 15, 19, 22 и 26 июня, 3 и 10 июля.
Также в Петербурге составлены 13 новых экскурсионных маршрутов, специально ориентированных на болельщиков ЧМ-2018. Трассы для футбольных фанатов (и их семей) разработаны комитетом по развитию туризма и Городским туристско-информационным бюро.
Например, туристический маршрут «Футбольный Петербург» посвящён истории города как места, в котором и зародился российский футбол: именно здесь на плацу Кадетского корпуса на Васильевском острове состоялся первый в России футбольный матч. Маршрут таков: Удельный парк – стадион «Динамо» – «Стадион «Санкт-Петербург Арена» – стадион «Петровский» – петербургский СКК. Со всеми маршрутами можно ознакомится на сайте visit-petersburg.ru.
«Футбольный туризм пользуется огромной популярностью по всему миру, ведь болельщики не ограничиваются лишь посещением игр. Между матчами они хотят увидеть достопримечательности городов-организаторов первенств. Согласно статистике, болельщики стремятся посетить понравившийся им город повторно, но уже в качестве обычных туристов», — отметили в КРТ.
Кто дальше?
В целом в 2018 году ожидается, что Санкт-Петербург посетит не менее 8 млн человек. Это хороший результат: вспомним, что в 2017 году в город прибыли 7,5 млн человек. Это число постоянно растёт в последние годы, однако без новых интересных мероприятий поддерживать прирост турпотока рано или поздно станет невозможно. В комитете по туризму считают, что Чемпионат мира способен расширить географию узнаваемости Петербурга: благодаря мировому футбольному первенству о Северной столице России узнают во всех, даже самых отдалённых уголках планеты.
«Футбольные болельщики из далёких стран, возможно, впервые услышали о Петербурге именно в связи с Чемпионатом мира по футболу. Посетив наш город в первый раз, они наверняка не откажутся от желания увидеть Северную Пальмиру во второй раз, чтобы посмотреть на город на Неве не только с футбольной стороны, но и узнать о нём во всём его великолепии», — указали в ведомстве.
Смысл ещё и в том, что помимо европейцев, граждан США и китайцев, которые хорошо знакомы с Петербургом уже сейчас, составляя большую часть гостей нашего города (в 2017 году из иностранцев, посетивших его, 18 процентов составили финны, 8,5 процента – немцы, 5,8 процента – граждане США, 4,7 процента – китайцы), ЧМ позволит привлечь болельщиков из Южной Америки и Африки. Расчёт – например, на повышение притока туристов из густонаселённых Аргентины, Бразилии, Нигерии и Ирана: все эти страны имеют свои сборные на ЧМ.
«Аргентинцы и бразильцы, костариканцы и иранцы, марокканцы и нигерийцы благодаря соревнованию откроют для себя Петербург. Для того, чтобы увеличился туристический поток, необходимо оставить о себе хорошее впечатление. Самое главное – не потерять туристов после крупных спортивных соревнований. Мы прилагаем все усилия, чтобы оставить память о нашем городе не только как об увлекательном спортивном месте, но и о городе, с интересной архитектурой, историей и традициями. Туристы готовы приехать в страну, где происходило что-то интересное. И многие города, и страны развиваются в туризме, в том числе, и по этому направлению», — считают в ведомстве.
Косвенно это может повлиять даже на инвестиции. Президент корпорации Toyota в первый раз приезжал в Петербург как турист, а через два года вернулся… с предложением построить завод.
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»
Больше насущной информации о ЧМ-2018 — в нашем спецразделе, новости чемпионата собраны здесь.