«Диалог» подготовил транспортную инструкцию для тех, кто соберётся на матчи Чемпионата мира по футболу. Для начала укажем, что нелюбителей длинных пеших прогулок (порою – с элементами спортивного ориентирования) на этом Чемпионате не ждут. Впрочем, поклонники спорта должны – по идее – сами находиться в хорошей физической форме…
Способ № 1. Классический
«По классике» к стадиону «Санкт-Петербург Арене» можно добираться при помощи станции метро «Крестовский остров», но здесь есть свои нюансы. Во-первых, её пропускная способность ограничена из-за того, что на ней всего три эскалатора – в отличие от большинства станций, появившихся в последние 30 лет: там лестниц четыре. Такая ситуация приводит к тому, что в дни футбольных матчей из-за большого пассажиропотока часто приходится закрывать «Крестовский остров» на вход, запуская все три подъёмника только на выход. Вероятно, с такой ситуацией придётся столкнуться и в дни ЧМ-2018.
Добавим, что по прямой расстояние от вестибюля метро до стадиона составляет 2 километра. Впрочем, кривые пути в данном случае и не нужны: главная аллея Приморского парка Победы, Батарейная дорога, прямая как стрела.
Способ № 2. Авангардный
Напомним, что совсем недавно, 26 мая, завершилась долгая и запутанная история со строительством станции метро «Новокрестовская», которая находится – на первый взгляд – совсем рядом со стадионом. Ушло в историю ставшее привычным за 38 лет объявление «Поезд прибыл на конечную станцию «Приморская» (последнюю открыли в сентябре 1979 года), а зелёная – Невско-Василеостровская – ветка метро увеличилась впервые с декабря 1984 года, когда была пущена платформа «Рыбацкая». Кстати, пуск «Новокрестовской» и «Беговой» лишил «Приморскую» и звания самой западной станции метро в России.
При этом дорогу от «Новокрестовской» к стадиону – в отличие от «Крестовского острова» — совершенно не назовёшь прямой. Виноват не только (и не столько) Западный скоростной диаметр, отделяющий вестибюли – числом два – от арены, сколько ошибки при проектировании последней. Людям, чтобы попасть туда, приходилось бы пересекать «чистую» зону для уже досмотренных транспортных средств, а второй входной группы с рамками контроля и всей прочей «обвязкой» со стороны «Новокрестовской» не построили – это обошлось бы очень дорого. Куда дешевле и проще с точки зрения строителей оказалось… возвести временный, как утверждают все схемы, стальной пешеходный мост через «чистую зону» к площади перед стадионом, куда стекаются людские потоки со всех направлений. Получается неразбериха, столпотворение и очереди, но как решить эту проблему на постоянной основе, пока не придумали.
Таким образом, расстояние, которое приходится преодолевать между выходом из южного вестибюля «Новокрестовской» и попаданием на стадион, составляет как минимум 1,2 километра.
Отметим, что в дни, когда матчи будут начинаться (и, соответственно, заканчиваться) поздно, время работы метрополитена будет продлено: в ночи с 19 на 20 июня и с 26 на 27 июня – до 02:00, а в ночь с 10 на 11 июля – и до 03:00. Это хорошая новость.
Способ № 3. В стиле «ретро». С хорошим видом
Подходов к стадиону, слава богу, больше чем два. Перед началом Кубка Конфедераций 2017 года, матчи которого проходили (среди прочих российских арен) на стадионе «Санкт-Петербург» городские власти сделали ставку на свежепостроенный Яхтенный мост. Действительно, «Новокрестовская» тогда была ещё далека от завершения, а класть все яйца в одну маленькую корзинку под названием «станция «Крестовский остров» Смольный не мог и не хотел. Уже тогда была опробована схема с применением трамваев – транспорта, который некогда возил львиную долю зрителей на стадион имени Кирова, а затем был «выпилен» с Крестовского острова подчистую. С этим видом транспорта в царствование Валентины Матвиенко не церемонились – а ведь раньше на Крестовский остров ходили и троллейбусы… Деятельного раскаяния в виде восстановления выкорчеванных линий Смольный не проявил – всё равно мешают, в частности, новые строительные нормативы – а вот проходящую по улице Савушкина линию решил задействовать, благо последняя пролегает мимо станций на двух ветках метро.
Итак, помимо народных трамваев № 19 и 48, связывающих дальнюю часть улицы Савушкина со станцией «Старая деревня» (а в случае 48-го – и с «Чёрной речкой», и даже – при наличии воображения и большого количества свободного времени – с «Лесной»), был придуман временный маршрут № 48А, курсирующий от конечной станции «Лахтинский разлив» до «Чёрной речки». На трассе его следования весьма кстати образовалась (одновременно с «Новокрестовской») и станция метро «Беговая»… но от остановок на улице Савушкина уже придётся идти пешком.
Расстояние от остановки трамвая (и другого наземного общественного транспорта) «Яхтенная улица» до ближайшего теоретически доступного входа на стадион составит 1,5 километра, до центральных ворот – 2,2 километра (по Яхтенной улице и одноименному мосту, дальше – как получится). От Беговой расстояние больше – соответственно 2,2 и 2,9 километра. Сходили на футбол – и сами оздоровились… По крайней мере, тех, кто решит прогуляться через Яхтенный мост, ждёт замечательный вид на парк 300-летия, Финский залив, Западный скоростной диаметр, Васильевский остров и «Лахта-Центр» (считать ли последний объект замечательным – зависит от наличия или отсутствия вкуса и здравого смысла). Лишь бы не было дождя и/или сильного ветра в день матча.
Способ № 4. Альтернативный (также для страдающих троглофобией *)
Напомним, что, поняв неадекватность станции метро для транспортного обслуживания матчей на новом стадионе, но при этом не желая признавать ошибки и восстанавливать электротранспорт в районе арены, Смольный к Кубку Конфедераций придумал автобусы-челноки (чаще именуемые заграничным словом «шаттлы»). Они будут работать в дни матчей (15, 19, 22 и 26 июня, 3, 10 и 14 июля). По сравнению с Кубком Конфедераций маршрутов прибавилось, причём разработаны они так, чтобы грузить пассажиров у станций других веток метро – первой, второй и пятой, чтобы немного ослабить нагрузку на третью.
Итак, маршрут S2 будет возить пассажиров от площади Восстания до стадиона (но не обратно). В обе стороны будут курсировать маршруты S3 и S4 – соответственно от площади Шевченко и станции метро «Выборгская» до автостанции «Крестовский остров», S6 – от станции метро «Чкаловская» до перекрёстка Спортивной улицы и Морского проспекта, S10 – из аэропорта прямо до Крестовского острова (точнее, до автобусного кольца на пересечении Рюхиной улицы и Северной дороги). Все эти «челноки» начнут движение в сторону стадиона за 3 часа до начала матча, а в обратную сторону будут работать первые три часа после окончания матча.
Расстояние от автобусной станции «Крестовский остров» до входа на стадион кратчайшим путём, по Южной аллее до фонтана, и дальше по Батарейной дороге, составит 1,4 километра, от остановки на Спортивной улице (куда ходят шаттлы S6) – 2,4 километра. Наконец, до стадиона от бывшего троллейбусного кольца на пересечении Рюхиной улицы и Северной дороги (где, напомним, будет обретаться маршрут S10) – от 1,9 до 2,1 километра, в зависимости от того, какой маршрут выбрать.
* троглофобия – боязнь пещер и подземелий
Способ № 0. На личном транспорте
Скажем сразу, это плохая идея. В Смольном позаботились о том, чтобы в дни матчей (и вообще во время чемпионата) максимально затруднить жизнь убеждённых любителей авто, которые не мыслят себя пассажирами метро, автобуса или трамвая, но желают попасть на игру. За подробностями отсылаем вас к материалу о работе петербургского транспорта в период ЧМ, но коротко напомним: в дни матчей личный транспорт всех, кто не является жителем Крестовского острова или не работает там (и поэтому не имеет права на волшебный пропуск), на большую часть острова просто не пустят. Теоретически можно доехать на машине до какой-либо стоянок в Приморском районе неподалёку от Яхтенного моста и оставить «колёса» там, но никто не гарантирует наличие парковочных мест. Например, обозначенная городскими властями площадка у торгового центра «Меркурий» рассчитана только на 350 транспортных средств.
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»
Больше насущной информации о ЧМ-2018 — в нашем спецразделе, новости чемпионата собраны здесь.