Site icon ИА «Диалог»

«Энтропия замкнутой системы возрастает»: федеральные чиновники обсудили реализацию новых майских указов

Утром в пятницу, 25 мая, федеральные чиновники, среди которых министр финансов Антон Силуанов, глава Счётной палаты Алексей Кудрин, вице-премьер Татьяна Голикова, министр экономического развития Максим Орешкин, а также глава Сбербанка Герман Греф, собрались позавтракать и обсудить возможности реализации новых президентских майских указов. «Диалог» следил за тем, что из этого вышло.

Радикальные изменения

Как построить современную систему государственного управления? Кто будет реализовывать новую экономическую повестку? Такие вопросы Греф, модерировавший беседу, поставил в качестве основных. По словам главы Сбербанка, макроэкономическая ситуация в России стабильна, а также зафиксирована «рекордно низкая инфляция за все годы существования новой России» — 2,4 процента. Безработица составляет менее 5 процентов, дефицит бюджета — 1,5 процента ВВП. При наличии стабильности Герман Греф указал на низкие показатели в сфере государственного управления (108-е место в мировом индексе), а также невысокое качество институтов (83-е место в индексе), отметив, что для построения новой экономики нужны «радикальные изменения».

После этих цифр Греф почему-то предложил обратить внимание опыт Турции, которая, по его словам, за короткий срок смогла увеличить ВВП в три раза. Подобное сравнение вызвало у присутствующих недоумение. В частности, министр экономического развития Максим Орешкин удивился, как можно приводить в пример экономику страны, где за неделю валюта дешевеет на 10 процентов, инфляция составляет 12 процентов, а дефицит текущего счёта равен 70 миллиардам долларов. «Это странно, Сбербанку требуется усиление аналитического направления», — сказал Орешкин.
Вопросы к такого рода примеру возникли и у главы Минфина Антона Силуанова, указавшего, что хоть ВВП Турции в прошлом году и вырос на 7 процентов, но в нынешнем году в стране наблюдается резкий рост долга, девальвация лиры, что является ничем иным как «быстрой накачкой экономики с последующим спадом».

Амбициозные задачи

Антон Силуанов обозначил несколько целей и задач, которые Минфин планирует реализовывать следующие шесть лет. В частности, по его словам, расходы бюджета будут переструктурированы в пользу инвестиционных и инфраструктурных задач, с помощью применения долгового финансирования. Вторая цель – это создание стабильных условий для инвесторов, так называемые специнвестконтракты между государством и предпринимателем, а также государственные преференции для бизнеса.

«Мы запустим новые источники роста, такие, как индивидуальный пенсионный капитал, нам нужны длинные деньги. Упростим концессионное финансирование < …>. Будет либерализация валютного законодательства. < …> Целый ряд и структурных реформ, и бюджетных манёвров поможет увеличить объем инвестиций — как за счёт бюджета, так и за счёт того, что каждый рубль бюджета будет генерировать частные инвестиции», — заявил Силуанов.

Собравшиеся чиновники не скупились на эпитеты. Так, если изменения, по неоднократным заявлениям, обещают быть «радикальными», то задачи, поставленные в новых майских указах, глава Счётной палаты Алексей Кудрин, в свою очередь, назвал амбициозными.

«У меня складывается впечатление, что в майском указе президента даны очень амбициозные задачи, а правительство выжидает, как на них ответить. В нулевых годах скорее правительство напирало, а президент говорил: «ну, подождите, надо аккуратно…» А сегодня президент задаёт такую планку, а правительство размышляет. У меня складывается впечатление, что правительство — тигр, который готовится к прыжку, и в ближайшее время мы увидим прорывные реформы. Правительство уже кое-что начало делать: например, объявило, что будет повышен пенсионный возраст – это структурная мера. Она неизбежна, это уже смелый шаг. Наконец-то создан вице-премьер по цифровизации, министерство цифрового развития», — сказал Кудрин.

Глава Счётной палаты раскритиковал качество государственного управления, назвав «чудовищной» скорость принятия решений у чиновников, а качество этих решений – не соответствующим вызовам, поставленным президентом.

«Мы видим, что через цифровизацию управления, через создание государства как платформы, кибергосударства, появляется дополнительный механизм, который сократит государственные функции и регуляторную нагрузку», — заявил Кудрин. Он также добавил, что главной инвестицией государства должны стать вложения в человеческий капитал, в образование.

В свою очередь, вице-премьер Татьяна Голикова отметила, что сегодня образование лидирует в консолидированном бюджете регионов и составляет больше четверти расходов. Но, по её словам, к нему существует много вопросов — в частности, из-за отсутствия единой программы.

«Мы имеем разобщённые региональные программы дошкольного и школьного образования, которые не позволяют осуществлять преемственность между уровнями образования. Нет координации регионов из федерального центра», — отметила она.

Второй закон термодинамики

Председатель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров эмоционально заявил, что проблема экономического роста не имеет никакого отношения к экономике и «вообще лежит во внеэкономической плоскости», а потом предложил собравшимся обсудить не амбициозные цели и радикальные изменения, а второй закон термодинамики.

«Обсуждая локальные проблемы – не означает ли это, что мы фиксируем свое вечное отставание от проблем мировых? Я предлагаю обсудить то, что имеет большее значение для экономики: я предлагаю обсудить второй закон термодинамики. Я напомню, для тех, кто уже забыл среднюю школу, суть этого закона: энтропия замкнутой системы возрастает. Почему я об этом говорю? Потому что энтропия — опять же, для тех, кто не помнит среднюю школу — это мера необратимого рассеивания энергии, проще говоря — мера беспорядка. Это означает только одно: что в замкнутой системе хаос возникает просто потому, что мы ничего не делаем. А для того, чтобы в системе навести порядок надо что-то делать. Причём предложенные меры должны быть качественными», — сказал он.

Макаров предложил спросить губернаторов, будут ли они выполнять майские указы при отсутствии финансирования.

«Я посмотрю на того сумасшедшего, который встанет и скажет: «Нет, я не буду, потому что у меня нет денег»… а у них нет денег на выполнение указа. Строго говоря, правительство, которое говорит, что будет выполнять указы, тоже знает, что восьми триллионов у него нет. Так откуда мы их получим? Мы все вопросы свели к тому, где взять 8 триллионов, а что надо сделать? У нас две беды: абсолютная неэффективность и безответность», — полагает Макаров.

В качестве резюме он предложил обсуждать системные вопросы, поскольку иначе неэффективную систему не исправить. «Добавив в неэффективную систему денег, мы создадим только одну возможность — более эффективно их воровать», — заключил он.

Подготовила Вероника Бабкина / ИА «Диалог»

Следите за происходящим на ПМЭФ-2018 в нашем спецразделе.