Site icon ИА «Диалог»

«Новых артистов Stereoleto объединяет яркая индивидуальность»: продюсер фестиваля Илья Бортнюк о крытой площадке и ночной программе

В июне в Петербурге на фестивале Tinkoff Stereoleto выступят 50 музыкальных проектов со всего мира. В лайнапе — и культовые группы Franz Ferdinand и Milky Chance, и популярные новички, такие как Гречка и Пошлая Молли. В этом году фестиваль впервые проходит в закрытом пространстве: артисты будут играть на четырёх сценах пространства ArtPlay. Ещё из новинок — ночная программа Stereonight с интернациональным набором электронных исполнителей. Генеральный продюсер фестиваля Илья Бортнюк рассказал «Диалогу» о смене площадки, отборе артистов, ночной программе и своём отношении к новому творчеству Филиппа Киркорова и Ольги Бузовой.

Artplay вместо Елагина

Основная причина переноса — июльский чемпионат мира по футболу. У нас был выбор — или июнь, или конец июля-август. Мы выбрали июнь, потому что после чемпионата будет по шесть фестов каждые выходные.

В июне легче попасть под ливень и ветер. Так что сочетание крытой площади и открытого пространства в ArtPlay очень удобно для нас. Тем более главная сцена у нас будет внутри, и это пространство более чем на 5000 человек. Также большой плюс, что мы можем использовать световые эффекты в тёмном помещении, в отличие от открытой площадки в сезон белых ночей.

Я уверен, что любые изменения — к лучшему. Но никогда не говори «никогда» — возможно, когда-нибудь мы вернёмся на Елагин остров. Если кто-то переживает насчёт открытых пространств, напомню: у нас с Борисом Гребенщиковым есть прекрасный оупен-эйр «Части света» в Юсуповском саду. Там главная сцена на большом лугу и можно вдоволь побегать по траве!

Отдельно напомню, что в Петербурге никакое пространство исключительно для концертов не предназначено. Елагин предназначен, что ли? Каждый год мы много работаем над комфортом гостей. Проблемы с акустикой в ArtPlay мы решаем. Специально для этого пригласили консультанта по акустике — Павла Игнатова. Он председатель Северо-западной секции Всемирной организации аудиоинженеров, большой специалист. Для посетителей в ArtPlay мы сделаем лаунж-зоны, где можно и посидеть, и полежать. Всем уставшим будет удобно и комфортно. Чисто урбанистического пространства не будет, обещаю.

Смена названия

Банк «Тинькофф» теперь наш титульный спонсор. Ничего особо не поменялось, просто наш спонсор теперь присутствует в названии. Нам это дало возможность привезти не одного, а четырёх хедлайнеров и ещё много крутых артистов. Такого количества иностранных исполнителей у нас никогда ещё не было. Фестиваль как был независимым, так и остался. Решения, каких артистов привезти, как и прежде, принимаем только мы.

Если вдруг этого кого-то смущает, приведу пример. Primavera Sound несколько лет называлась Estrella Primavera Sound. Крупнейший фестиваль Польши Opener несколько лет назывался Heineken Opener. Ведь приглашать больших артистов хочется всегда, а билеты не покрывают большую часть бюджета фестиваля. Кстати, несмотря на количество хедлайнеров, билеты не подорожали — так и стоят 2500 за один день. Ночная программа ещё дешевле — билет стоит 1200 рублей. Так что даже инфляция и рост курса евро не повлияли на стоимость билета, а вы сами понимаете, сколько всего произошло за этот год.

Бюджет

Конечно, наш бюджет увеличился. Общую цифру не назову, но он стал больше примерно на треть по сравнению с прошлым годом. На этом фоне очень радует, что наши хедлайнеры Franz Ferdinand просят адекватные деньги за своё выступление. Ребята давно известны и очень популярны, но понимают российские реалии и идут на определённые уступки.

Как составляют программу

Конечно, я лично слушаю каждую группу. Но это не значит, что я успеваю послушать все их песни, иногда достаточно одной-двух. Многих я видел живьем, например Carnival Youth, датскую певицу Lydmore, Электрофорез, Great Revivers.

О ночной программе

Современная электронная музыка с акцентом на аудиовизуальные шоу — например, в шоу культового английского электронного продюсера SQUAREPUSHER будет задействовано четыре экрана, расположенные в разных плоскостях. Но надо помнить, что начиналось «Стереолето» с ночных программ, так что мы в каком-то смысле возвращаемся к корням — но в новом ракурсе!

Об интригах

Уже сейчас обсуждаем с некоторыми артистами планы на будущий год. Это будет ноу-хау. Самая главная ценность фестиваля — знание и умение этих артистов привезти. Конечно, мы об этом пока не говорим. Поверьте — ещё очень много есть артистов, которых мы хотим всем показать и будем стараться это сделать. Здесь практически нет верхней планки — музыкантов много, они всё время меняются, появляются новые звезды, а другие становятся легендами.

О стилях

Того же хип-хопа у нас даже больше, чем в прошлом году. Это и ЛСП, и Кирпичи, и Tommy Cash, и Каста. Плюс те, кто использует элементы хип-хопа. Нет в списке разве что хэви-метала и бардовской песни. Хотя Гречка, можно сказать, использует какие-то приемы бардовской песни, в принципе это такой post-post bard rock. А Электрофорез и SPTNK — вполне себе можно отнести к неоретровейву.

Фестивали и еда

Насчёт запрета продажи еды и напитков на фестивалях мне лично никто ничего не говорил. Тем более в России всегда были законы абсурдные и не имеющие ничего общего с жизнью. Есть закон об использовании ненормативной лексики, но от этого группа «Ленинград» меньше выступать не стала. Самое страшное, что может случиться — штраф. Самое интересное, что когда были в ЗакСе дебаты по поводу этого закона, один из депутатов привёл в качестве примера фестиваль «Стереолето» как качественный музыкальный фестиваль, где есть место для продажи еды и напитков. Ну как можно не продавать на фестивале еду и напитки? Это как если бы после посещения супермаркета кто-то напился, а потом депутаты бы предложили закрыть все супермаркеты. Здесь нужно действовать в рамках логики, а не «лишь бы чего закрыть».

О детях

Уже много лет вход для детей до 10 лет у нас бесплатный. Во-первых, пусть слушают хорошую музыку, во-вторых, не у всех родителей есть возможность с кем-то оставить своих ребят. Конечно, фестиваль у нас не детский и возможностей для них не очень много. Но для них мы организуем небольшое детское пространство. Интересный факт — в той же Финляндии до 18 лет нельзя ходить на музыкальные фестивали даже в сопровождении родителей. Почему так делают, даже не знаю.

О Киркорове и Бузовой

Всё, что существует, — имеет право на существование. Моё личное мнение — это моё мнение. Я уверен, что есть много людей, которым песни Ольги Бузовой искренне нравятся. Скажу честно — я никогда не слышал и не слушал их. Это нормальная история, когда есть люди, которые поют только из-за своей публичности. Надо понимать, что к музыке это не имеет отношения, а имеет отношение к популярности человека в его основной сфере.

То, что артисты вроде Киркорова меняют своё звучание и стараются быть современнее — это делает им честь. Хорошо, что они смотрят вокруг, пытаются сотрудничать с правильными людьми, понимают и пытаются использовать новые приемы звучания. Это хорошая тенденция, конечно. А что тут такого? Публика всё равно отличит настоящее от поддельного. А если у Киркорова будет классное новое звучание, будет хорошо всем. Те, кто слушает его, поднимутся на новый уровень, поймут, что может быть и другой звук. И поклонники, и другие артисты поймут, что развиваться важно.

Топ артистов по версии Бортнюка

Все семнадцать лет, что существует фестиваль, мы следим за тенденциями. Конечно, есть несколько относительно новых артистов имеющих большой потенциал: на мой взгляд это Биртман, Гречка, HMLTD, Дайте Танк, Комсомольск. Их объединяют хорошие тексты и качественная музыка, яркая индивидуальность.

Почему именно они, такие непохожие друг на друга? Потому что мы никогда не ориентируемся на какой-то определённый стиль. Мы знаем, что прекрасные артисты могут даже не очень хорошо играть, но при этом быть талантливыми и самобытными. Нам как нигде важна творческая индивидуальность. Конечно, за группами нередко стоят талантливые продюсеры, но артисты ведь менее талантливыми от этого не становятся.

Беседовала Полина Полещук / ИА «Диалог»

Фестиваль Tinkoff Stereoleto пройдёт 10-11 июня в пространстве ArtPlay (Красногвардейская площадь, 3). Ознакомиться с программой и приобрести билеты на фестиваль можно здесь. Интервью Агентство «Диалог» — официальный информационный партнёр Tinkoff Stereoleto.