Site icon ИА «Диалог»

«Всё, что останется»: какие сооружения появятся в Петербурге к ЧМ-2018

стадион Санкт-Петербург на Крестовском острове Зенит-Арена ЗСД

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"

До первого матча Чемпионата мира по футболу осталось полтора месяца. «Диалог» собрал информацию о том, какие объекты в городе построены (или до сих пор достраиваются) к этому событию.

Новые станции метро

Станция метро «Новокрестовская» — типичный пример, так сказать, accident of birth. Её появление не было железно замотивировано ещё десять лет назад, но затем вопрос с транспортной доступностью нового стадиона обрёл неожиданную остроту. Дело в том, что в начале и середине 2000-х городские власти под началом Владимира Яковлева, а затем и Валентины Матвиенко с упорством, достойным лучшего применения, вели борьбу против городского рельсового транспорта. И существовавшие до Миллениума аж две трамвайные линии, которые вели на Крестовский остров (одна – так и вовсе к окрестностям стадиона, к ныне автобусной, а тогда — трамвайной — станции), предсказуемо пали перед интересами маршруточной мафии и жителей новопостроенного элитного жилья, которые и сами на трамвае не ездили, и не желали терпеть у себя под окнами лязгающие составы. Когда же Смольный спохватился, оказалось, что новые строительные нормативы не позволяют прокладывать новые трамвайные пути ближе 30 метров от жилых домов – а иначе на плотно застроенной старыми зданиями Петроградской стороне никак…

Поняв, что фарш невозможно провернуть назад, правительство решило сделать ставку на метро. Одной станции «Крестовский остров» (которая, как на грех, исключительно неудачным образом имеет – в отличие от всех других, построенных после распада СССР – три, а не четыре эскалатора) для этого явно недостаточно, к тому же она слишком далека от арены… Забегая вперёд, скажем, что хаос с закрытием этого узла подземки на вход, который воцаряется каждый раз, когда стадион принимает очередной матч, является блестящим доказательством этой недостаточности. Поэтому в январе 2013 года было решено форсировать продление третьей, Невско-Василеостровской (в миру – «зелёной») линии на север, с приоритетным возведением двух станций – «Новокрестовской» и «Беговой» (в проекте последняя носила имя «Улица Савушкина»). Станция на этом месте существовала ещё на советских схемах перспективного развития подземки, но она должна была находиться на Правобережной (четвёртой) линии, которую дотянуть до этого места в разумные сроки не представлялось возможным. Поэтому всё стало так, как стало, и объявление «Поезд прибыл на конечную станцию «Приморская» скоро уйдёт в историю.

В ноябре 2014 года комитет по государственному заказу объявил конкурс на первый этап строительства продолжения НВЛ от «Приморской» до «Беговой» с промежуточной станцией «Новокрестовская». Победителем предсказуемо стал «Метрострой».

Итак, «Новокрестовская». Это колонная станция мелкого заложения с одним вестибюлем и рядом уникальных (на данный момент) для петербургского метрополитена особенностей. Это и первая станция, построенная на намывных территориях (которые отсыпали в 2014 году специально для её строительства, кардинально изменив ландшафт западной оконечности острова). Первая, в которой применяются наклонные траволаторы. Первая из подземных, имеющая две раздельные боковые платформы (соответственно, выход из поездов на эти станции будет справа – как на «Парнасе», в «Купчино», «Девяткино» и «Рыбацком»). При этом станция будет «закрытого» типа – как «Петроградская», «Парк Победы», «Московская» и большая часть всё той же зелёной ветки, но… стенки между платформой и рельсами будут прозрачными. Это — в отличие от технологии «горизонтального лифта» как таковой — придумали не в Ленинграде/Петербурге – так выглядят очень многие станции в азиатских городах: Гонконге, Сингапуре, Пекине, Сеуле…

О строительстве «Новокрестовской» и «Беговой» мы (и не только мы) писали довольно много, поэтому повторяться, наверное, нет смысла. Напомним только, что из-за сложных геологических условий (как-никак, перегон строится фактически на границе моря и суши, под устьями двух рек) работы шли медленно, и под конец приобрели по-настоящему авральный характер. «Звоночков» в этом плане уже в нынешнем году было несколько: сначала вице-губернатор Албин пообещал пробный рейс к 14 апреля, потом этого не случилось. Дату перенесли на две недели, но в последний момент стало известно, что с 29 апреля тестовое (то есть ещё не полноценное) открытие перенесено на середину мая. На станциях идёт лихорадочный монтаж коммуникаций и отделочные работы, но внешне они – особенно «Беговая» — совершенно не выглядят готовыми к открытию. Албин до последнего делал хорошую мину при плохой игре, но в итоге последний из последних сроков теперь – уже после Дня Победы.

«Официальное тестирование всех объектов в соответствии с графиком организации тестовых мероприятий по всем городам-организаторам Чемпионата мира по футболу состоится 13 мая – в день матча «Зенит» – «СКА-Хабаровск», — заявляют в городском комитете по развитию транспортной инфраструктуры. Не претендуя на звание прорицателя, автор этих строк рискнёт предположить, что станции откроют с заметными недоработками, которые будут устранять частично по ходу дела, частично – уже после ЧМ-2018. Главное – чтобы не закрыли на годик-полтора, после того как разъедутся гости. Пешеходный мост от «Новокрестовской» к стадиону, отметим, тоже обещают окончательно открыть 13 мая. Кстати, раньше в Смольном говорили, что весной откроют и три строящиеся станции Фрунзенско-Приморской линии, но теперь очевидно, что произойдёт это ближе к Новому году. Впрочем, вряд ли это повлияет на удобство болельщиков – как-никак, три «фиолетовых» объекта находятся на другом конце города, в Купчино, куда здравомыслящие приезжие фанаты вряд ли соберутся.

А ещё на «Новокрестовской» всё-таки будет пересадка (на Лахтинско-Правобережную – «рыжую» – ветку). Когда-нибудь. Наверное.

«Беговая», как и «Новокрестовская», получит стеклянные стенки и выход на правую сторону. Оформят её, как и «Чкаловскую», на тему авиации, поскольку до 2014 года в проекте она носила название «Улица Савушкина» (как известно, в честь военного лётчика Александра Савушкина). Потом от этого наименования отказались, поскольку оно, по сути, ничего не говорит о месте расположения станции – ведь улица Савушкина очень длинная… Впрочем, эта проблема существует и у других станций, названных по именам улиц: «Невский проспект», «Гражданский проспект», «Ленинский проспект». К слову, к Беговой улице станция относится ещё меньше: фактически её вестибюль расположен на пересечении улиц Савушкина и Туристской, до ничем не примечательной маленькой и короткой Беговой улицы от этого места — метров 200. На деле получается, что станцию метро назвали «в честь» трамвайной остановки, находящейся напротив, которая, в свою очередь, получила название тогда, когда границы между Туристской и Беговой улицами были весьма условными (фактически это была одна широкая «улица», с домами, выходившими на пустырь).

Мост через Серный остров (он же мост Бетанкура)

Поскольку связать ЗСД с Крестовским островом напрямую при выбранном способе пересечения рек (с мостами через Малую Неву и Большую Невку) оказалось невозможно – иначе строителям пришлось бы резко понижать высоту полотна, а затем столь же резко её увеличивать – то была избрана совсем другая схема. Покидая скоростную магистраль в северной части Васильевского острова, автомобилисты по набережной Макарова и Уральской улице будут попадать на мост через остров Серный, а оттуда – по Новоладожской и Пионерской улицам через весьма кстати реконструированный в 2009 году Лазаревский мост — уже на Крестовский остров.

Разумеется, на «прямое подключение стадиона к ЗСД», как порой высокопарно именовали проект чиновники, эта система не тянет. Кроме того, пользоваться переправой через Серный остров будут в первую очередь всё же жители Василеостровского района, поэтому смысл её в первую очередь – разгрузить Тучков мост. Наконец, в дни матчей Крестовский остров всё равно становится недоступен для личного автотранспорта, поэтому прямо к стадиону таким путём будут ездить, скорее всего, автобусы с болельщиками да спецтранспорт.

С мостом (к которому, кстати, успело было приклеиться название «Серный», но затем 29 марта появилась информация, что его назовут именем Августина Бетанкура – инженера, архитектора и первого руководителя Корпуса инженеров путей сообщения) за время его строительства были сопряжены два крупных скандала, и оба они имеют прописку на Ремесленной улице. Первый касался дома № 3 – краснокирпичного исторического здания, которое было путём неких мутных манипуляций с документами признано построенным после революции, а затем скоропостижно снесено. Городские власти в лице вице-губернатора Албина возмутились, пообещали разобраться и не допустить повторения, но… строение уже не вернуть. Пыль за демонтажниками ещё не успела осесть, как строительство переправы (которому, собственно, и «помешало» злополучное здание) продолжилось на руинах. Всё ради того, чтобы мост поместился…

Да, с одной стороны, проектировщикам и строителям переправы можно было только посочувствовать – более неудобное место для её возведения представить себе довольно сложно. Если на левом берегу Малой Невы всё было относительно понятно – расположенная там бумажная фабрика имени Максима Горького давно почила в бозе, а занявший часть её территории завод «Уникум» не претендует на масштабность – то правый берег в этом месте представляет собой сплошную головную боль. Точнее, мешанину из остатков промзоны и строящегося жилья. Зарезервировать достаточно места городские власти то ли не удосужились, то ли не успели; часть территории бывшего комбината кручёных изделий (то бишь канатов) «Нева» занять под стройку удалось… Но не подвинешь же площадку будущего комплекса модных ныне апарт-отелей, находящуюся справа! Богатые люди не поймут… Поэтому Серный мост (будем пока называть его так) имеет такую сильно изогнутую в плане форму, а на северном его конце пришлось разобрать и перестроить ещё и переправу через Ждановку – Мало-Петровский мост.

Но даже это не спасло проект от скандала номер два. На этот раз предметом его стал дом № 5 по Ремесленной улице. Нет, его не снесли, но вряд ли жители здания сильно рады этому факту. Дом со вполне живыми и деятельными обитателями оказался буквально прислонённым (на расстояние 65 см) к строящемуся мосту – который подрядчик, спеша выполнить взятые на себя обязательства, возводит буквально днём и ночью. Возмущённые жильцы обращались в полицию, прокуратуру и к депутатам Законодательного собрания, но пока что сроки расселения (которое Смольный, скрипя зубами, всё-таки признал необходимым) чётко не названы.

Антивишенкой на антиторте выглядит то, что новую переправу оказалось чрезвычайно сложно вписать в уже существующую улично-дорожную сеть Петербурга. Больше всего проблем – опять-таки, на северной стороне, в Петроградском районе. Шесть полос движения с моста оказываются втиснуты в четырёхполосную – хоть ты тресни! – Новоладожскую улицу. Две полосы придётся волей-неволей зарезервировать для потоков, движущихся со Ждановской улицы и на неё. В общем, утрясать схему движения явно будет непросто, а ведь ещё надо как-то вернуть троллейбусное движение по маршруту №7… Это, конечно, не значит, что жители Васильевского острова и Петроградской стороны не будут рады переправе – но сложностей, вероятно, будет довольно много. И это при условии, что мост полностью доделают в срок.

«В мае после устройства мостового полотна будет производиться 100-процентная дотяжка вантовой системы», — заявили в КРТИ. Честно говоря, это внушает опасения.

Набережная Макарова

В последние годы уже привычные петербуржцам топонимы вдруг начали обрастать новыми смыслами. Примерно как сиквелы, которые внезапно появились у «Иронии судьбы» или «Утомлённых солнцем». Одна из петербургских магистралей, которые нажданно-негаданно получили такое продолжение – набережная Макарова. Она должна протянуться уже не только от Стрелки до Смоленки, но и дальше, до самого ЗСД. Почему Смольный решил не придумывать новое название – загадка, ответ на которую сейчас искать уже и поздно, и бессмысленно. Факт остаётся фактом: к началу ЧМ-2018 должны открыться «участки 2.1 и 2.2» новой набережной Макарова, от Адмиральского проезда до Серного моста.

Набережная здесь – собственно, не самоцель (так как проходить она будет мимо промзоны, оставшиеся предприятия которой живы вопреки всему и не собираются переселяться), а важный транспортный объект, который и обеспечит полноценную связь ЗСД с новой переправой на Петроградскую сторону. Уральской улице такую задачу выполнять, разумеется, не по силам – на неё и так придётся большая нагрузка из машин, которые будут двигаться на север с улиц Васильевского острова. Чтобы разгрузить принявшие сейчас на себя основной поток с ЗСД остатки Морской набережной и Наличную улицу, построен ещё один съезд на проспект КИМа. Полностью, конечно, строительство набережной завершится не скоро — работы на участке между Смоленкой и новым мостом ещё не начинались — но сейчас это, вероятно, не так важно.

Спортивные базы

Для проживания и подготовки иностранных команд, прибывающих в Россию для участия в мундиале, были построены или капитально отремонтированы тренировочные базы в пригородах. Например, один такой объект возвели в Зеленогорске — после окончания ЧМ его передадут для нужд подросткового спорта.

В Павловске будут обретаться костариканцы, в Зеленогорске – англичане, в Ломоносове – корейцы. Курьёзным выглядит тот факт, что эти команды в начале марта попросили принимающую сторону… оградить объекты забором повыше (стандартный забор – двухметровый, но иностранным футболистам захотелось сделать его выше в три раза), чтобы не досаждали зеваки. В требования ФИФА это не входит, однако оргкомитет обещал помочь. Команде Саудовской Аравии досталась база в Удельном парке – о том, чтобы гости из пустыни просили возвести ограду вокруг их временного дома, ничего не известно.

Реконструкция инфраструктуры

Помимо совершенно новых или переосмысленных объектов, к ЧМ-2018 в Петербурге затеяли большие ремонтные работы. Для жителя центра города вплоть до недавних пор самым заметным из этих процессов был ремонт Московского и Витебского вокзалов – это часть программы обновления вокзалов во всех городах, принимающих матчи. Всего РЖД подготовило 31 станцию в 11 городах, участвующих в футбольном первенстве; расходы на это были запланированы в размере 8,5 млрд рублей. Масштабная реконструкция произошла на 13 станциях.

В апреле, когда начался сезон работы на дорогах, к этому добавилась реконструкция Невского проспекта – из-за которой в выходные движение по магистрали перекрывают полностью. Последний участок главной городской улицы должен быть отремонтирован к 13 мая. Другие ремонтные работы на петербургских дорогах (а всего в адресной программе текущего года, как указали в КРТИ, более 90 адресов общей стоимостью 5 млрд рублей) так явно к Чемпионату мира не привязаны.

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Больше насущной информации о ЧМ-2018 — в нашем спецразделе, новости чемпионата собраны здесь.