Наталья Касперская, занимающая 11-е место в списке самых богатых женщин России, прошедшая путь от консультанта до гендиректора группы компаний, открыто признаётся в своей нелюбви к цифровым технологиям. Это не мешает ей успешно строить бизнес в сфере IT. На этой неделе Касперская приехала в Петербург, открыла лабораторию кибербезопасности и прочитала лекцию студентам ГУАП. Наш корреспондент записал самые запоминающиеся цитаты бизнесвумен.
О плате за бесплатный софт
Пользователь платит за бесплатное приложение своей приватностью, своей личной жизнью, тем, что его данные полностью собираются и хранятся всю жизнь. Их невозможно уничтожить, стереть, повлиять. Это остается навсегда, на века. Хранится все, записывается навечно и ничего не стирается — даже несмотря на все законы о забвении…
О цифровом нигилизме
Я ни в коем случае не являюсь любителем или последователем цифровых технологий. Вот спросите Германа Грефа, он всё расскажет вам о технологиях. А я, наоборот, считаю, что жить нужно очень аккуратно, думая о рисках. Я за безопасность.
О блокчейне
Блокчейн как технология прорывной не является. Я невеликий поклонник блокчейна: единственное его практическое применение — это криптовалюта. А количество взломов и нелегитимного использования технологии зависит от её распространённости. Манипуляции с кошельками биткоинов за последний год выросли, по-моему, в 15 раз. Почему? Он стал популярным. И если сам биткоин непонятно, как украсть, то кошельки красть научились на раз-два. Предположить все уязвимости технологии невозможно, пока её не начали массово использовать.
О цифровизации
У цифровизации есть плюсы, о которых нам каждый день по телевидению и интернету говорят. О минусах говорят гораздо меньше — это скучно и в некотором смысле противоречит теории диджитализации. Это и тотальная слежка, и удалённый сбор данных. Сейчас идут два скандала — с «Телеграмом» у нас и с «Фейсбуком» в США. Это возможность удаленного воздействия, например, на автомобили. Это огромное упрощение воровства и мошенничества. Это и торговля данными — платёжными, корпоративными и так далее.
О смартфонах
Люди всегда считают, что смартфоны — это их устройства. Это не их устройства. Они даны владельцам для их развлечения и одновременной слежки за ними. В общем, если говорить военной терминологией — типичное устройство двойного применения.
О свободе
В Америке, прямо по Оруэллу, есть «Акт о свободе». Согласно ему, любая компания, которая занимается сбором данных, обязана их предоставить по первому запросу спецслужб. Ну, свобода… Свобода!
О мессенджерах
Мессенджеры очень много о нас знают. В них есть встроенные инструменты анализа текстов — вам могут подсунуть рекламу. Есть идентификация личности, информация о платежеспособности, возможность формирования повестки, подбор новостей. Это не случайно, и чаще всего делается массово: если надо подсунуть новости, что в России все плохо, то и складывается ощущение, что у нас как будто все плохо.
Об интернете вещей
Надо понимать, что все современные гаджеты, или автомобили, или медицинская техника — это всё, по сути, компьютеры. Все они имеют те же свойства, что были ранее свойственны только компьютерам. Автомобиль можно остановить удалённо — такие примеры были. Я знаю историю, когда после того, как Крым только вошел в состав России, человек на частном самолёте полетел в Крым, вернулся обратно, ему позвонили с завода-производителя и спросили: «А вы сели?» Он ответил утвердительно. И ему погасили все системы. Вот так. Ну, они добрые, могли и в воздухе…
Об Арабских Эмиратах
«У Ближнего Востока практически ничего своего нет — но у них есть амбиции и деньги. Они хотят делать систему «умных городов», но я не очень представляю, как они это будут делать. У них есть министерство искусственного интеллекта, а у нас нет. Не знаю, правда, насколько это приблизит их к искусственному интеллекту <…> Они слезли с верблюдов, построили себе Бурдж-аль-Араб, а технологических зданий не прибавилось. Иностранцы это построили, иностранцы ушли. Они строят умные города, а я говорю — ребята, вы что делаете? Что будет, если там что-то случится? У вас нет специалистов, вы в этом ничего не понимаете!»
О скандале с «Фейсбуком»
«Наверняка вы слышали о том, что Марк Цукерберг пять часов давал показания в Конгрессе, отдувался перед конгрессменами. Были две темы вопросов, и обе касались политических выборных технологий, которые якобы велись через «Фейсбук». Они говорили, что якобы Россия повлияла на выборы Трампа. Это, конечно, совсем не так. Потому что «Фейсбук» «топил» за Клинтон — просто они ничего не смогли ничего сделать. А вот перед компанией Cambridge Analytics я снимаю шляпу — они сделали блестящий пиар. Но пока, конечно, распределять людей по электоральным предпочтениям не получится — таких технологий, к счастью, не создано.
Вероника Бабкина / ИА «Диалог»