На Новой сцене Александринского театра 28 апреля даст свой первый большой концерт и презентует дебютный альбом «Ideal» петербургская группа Silvercut. «Диалог» побеседовал с фронтгёрл коллектива Олей Бравиной о том, как создаётся нестандартная музыка, что такое «антикопипастный эффект», почему сочинять тексты проще на английском и где искать свою аудиторию.
Я так понимаю, ваш проект довольно молодой. Расскажите для начала, в каких проектах вы принимали участие ранее, под каким именем?
Раньше мой проект так и назывался — Оля Бравина. Это были первые попытки и поиски музыкального стиля. Я меняла инструменты, музыкантов, саундмейкеров, меня все что-то не устраивало, не совпадало с моим ощущением в музыке. Но в определенный момент сформировался состав музыкантов, который вдохнул жизнь и новые краски в мои песни, он и определил нынешнее звучание песен. И я решила взять название Silvercut как старт для дальнейшего развития в сложившихся рамках.
То, что вы играли ранее, и играете сейчас — сильно отличается друг от друга?
Достаточно сильно. Сейчас это уже оформленное творчество или , как многие выражаются, продукт. Раньше это были просто песни, исполненные случайными джазовыми или академическими музыкантами, исполненные иногда неплохо, но достаточно случайно, каждый новый приходящий музыкант сильно менял звучание моих песен, так быть не должно. Когда меня спрашивали, в каком стиле мы играем, я затруднялась ответить … В принципе я и сейчас затрудняюсь. Но сейчас ясны элементы, приемы, которые создают стиль и концепцию в целом. Сейчас появилось то, что меня, наконец, устраивает и с чем я готова выходить на сцену. В широком смысле, конечно, это поп музыка. Но в ней есть элементы северно-европейского джаза, авант-поп музыки, элементы некоторых электронных стилей, трип-хопа.
Чем вдохновлялись при создании альбома?
Мне повезло с саунд продюсером, который «развязал мне руки» и сказал: а давай ты сама сыграешь все клавишные партии, у тебя много классных идей. Сначала я стеснялась, но попробовав, вошла во вкус. И именно в эти моменты меня вдохновлял Олег Каравайчук, который говорил, что не нужно уметь играть, не обязательно быть пианистом- виртуозом, нужно просто «уметь во время опускать пальцы». Вот я и училась опускать пальцы, это оказалось очень весело. В общем-то, вдохновляли близкие и люди, которые просто оставались рядом и верили, что мы справимся.
Создание оригинального жанра, продукта было целью? Или это появилось в процессе?
Цели такой не было, наоборот, мы «боролись» с оригинальностью, как могли (шутка). Мы , скорее, не ставили никаких целей, отпустили себя в свободное плавание, доверились своему нестандартному вкусу. Нашей целью было привести разнообразный, местами пестрый материал к единому знаменателю, найти свои глубинные особенности и выразить их.
Кто занимается сочинением музыки и текстов, как распределяются роли в проекте?
Я пишу песни, музыку и слова, имею примерное ощущение аранжировки, ребята, хорошо меня зная и чувствуя, помогают ее нащупать и воплотить. Технология создания альбома была такая: я приносила песню на репетицию, мы начинали аранжировку с поиска правильного грува, с ритм-секции. В этом смысле Анвар Баисламов, барабанщик группы, придумал все ударные партии, и, наверное, это было самым большим шагом к тому, чтобы появилась ясность, куда развивать аранжировку. С партией бас гитары тоже шла очень длительная , местами коллективная работа (спасибо Стасу Колпакову). И дальше уже придумывалась остальная часть: электронная перкуссия, различные звуки и тембры синтезаторов, партии рояля, бэк вокалы. За электронную часть у нас отвечает Егор Рязанцев. Он же звукорежиссёр и саунд-дизайнер. Аранжировку, которую создают музыканты на репетиции, он корректирует, доводит в студии вместе со мной. На эту часть у нас ушло больше всего времени, мы просто зависли в студии, многие партии переигрывались и удалялись в последний момент 🙂 когда пошел третий год альбомной работы, мы шутили с Егором, что будем выкидывать из проекта каждый день по новой дорожке, чтобы сделать более прозрачное звучание и упростить процесс сведения. И что нужно поторопиться, иначе в таком случае к дню релиза может не остаться ни одной записанной дорожки.
В каком виде выйдет альбом? Он будет выложен на интернет-площадках? На физическом носителе? Будет ли тур в поддержку альбома?
Релиз состоится на одном из СМИ. Далее он появится во всех виртуальных музыкальных магазинах: iTunes, Google Play, Яндекс.Музыка, и в VK через некоторое время. О туре говорить рано. Но мы точно будем записывать следующий материал. Это будет EP из четырёх песен, в том числе русских.
Ваша музыка должна звучать по радио, телевидению – или сейчас это не нужно, слушателя в сети хватает? Хотели бы вы выступать на больших популярных площадках? Или вам достаточно небольших независимых концертов, фестивалей?
Мне, конечно, чем больше, тем лучше. Но я считаю, что первоначальная задача моя и любого другого артиста, кто идёт своим независимым, альтернативным путём, в первую очередь – нащупать свою публику в рамках тех площадок и тех возможностей, которые у него есть. Начать с малого. Почувствовать, что это за люди, как они на него реагируют, слушают ли они его, нужно ли им это вообще или нет. Это немного загадочный момент: у каждого артиста есть свои ниточки, рычаги воздействия. Здесь, конечно, могут сыграть роль интернет, соцсети – через них благополучно находят публику многие артисты. Многие идут именно таким путём. А дальше уже можно трансформироваться, выходить на более высокий уровень. Это именно то, что пытаются делать артисты и у нас, и на Украине. Я восхищаюсь Украиной! И, действительно, музыкальный уровень, культурный, у слушателя тоже растёт во многом благодаря таким отважным артистам, независимым, которые вкладывают энергию и любовь в продвижение своей музыки. Я не знаю, попадем ли мы на тв, сейчас уже это не кажется чем-то особенным. Но, в целом, почему бы и нет, все зависит от контекста происходящего. Мне кажется, сейчас такой момент, что мир выбирает, куда ему развиваться, и это может быть вообще всё что угодно.
Вы сказали, вам нравится украинская музыка. Я согласен, там много всего интересного сейчас происходит. Конкретно вам какие проекты нравятся?
Мне очень нравится ONUKA, нравится Гурт [О], Джамала, the Erised. Это очень близкая мне музыка. Я ими восхищаюсь, подписана в соц сетях. Это очень прогрессивно, я называю это искусством в поп музыке.
Вы, быть может, уже получали фидбек от каких-то известных музыкантов, продюсеров? Или вы пока не настолько заметны?
В основном реагировали иностранные музыканты и саунд-продюсеры. Всегда от иностранного слушателя я получаю очень позитивный фидбек, комментарии. Среди них есть очень известные личности.
Можете назвать пару имён?
Наверное, это будет не очень корректно. Они мне писали личными сообщениями. Но в ближайшую неделю появятся официальные рецензии, которые мы можем опубликовать.
Расскажите о клипе. Как он создавался? Что за история в сюжете? Что-то личное?
У меня складывается так, что все моё творчество происходит из личного опыта. Возможно поэтому оно искреннее. Или не искреннее, но я в свою песни верю на 100 процентов, потому что знаю, о чём пою. Клип точно так же придумывался вместе с режиссёром — Катей Бугровой. Это моя близкая знакомая, талантливая фэшн-фотограф, а сейчас уже видеорежиссёр, с которой мы заперлись дома на два дня, и у нас был такой мозговой штурм. Мы мою историю, мой посыл оформляли в видеоряд. И на этом этапе, как и на любом другом, я считаю, любой артист должен хорошо понимать, с чем он обращается к слушателю как в музыке, так и в видео. Поэтому клип отражает мои мысли и чувства.
Как можно всё-таки интерпретировать его? Когда я его посмотрел, у меня в голове несколько толкований возникло. С вашей позиции, о чём эта история? Мне показалось, что отчасти это история о том, какие разные люди. О непонимании. Вы могли бы поделиться вашими толкованиями?
Да, конечно, там происходит непонимание. Но мы старались показать существование двух миров внутри одного человека, внутри одной героини. Есть её идеальный мир (неслучайно альбом называется «Ideal»). И есть мир реальности. И, к удивлению некоторых людей, они часто не совпадают. Бывает, мы подразумеваем и говорим/выражаем одно, а люди воспринимают это совсем иначе. Мы не догадываемся об этом до тех пор, пока в нашей жизни что-то происходит не так, или кто-то говорит что-то, что не соответствует нашим ожиданиям. Это история и о том, что иллюзии, ожидания мечты разбиваются о реальность, а дальше уже каждый выкручивается, как может.
Как будет выглядеть предстоящий концерт? Какие треки войдут в плейлист, что это будет за шоу?
Это будет программа из десяти песен с альбома и три новые песни, одна их которых на русском. Я давно хотела написать что-то на русском языке. И многие говорили, что хотелось бы услышать — и я это сделала. Но это произошло само собой. Кстати, песня тоже называется «Само собой». Процесс произошёл не по расчёту, и я очень довольна, как это получается. А концерт — главное, что это будет исполнено именно в том виде, к которому я стремилась и пыталась прийти много лет. Это микс живых инструментов и электроники. И, конечно, мы планируем свето- и видеосопровождение.
Вам на английском легче писать?
Да, конечно, и писать, и петь однозначно легче. Это знает любой вокалист, любой автор-исполнитель. Особенно если он воспитывался на англоязычной музыке. То есть база, которая наслушана, определяет в итоге то, что выдаёт автор-исполнитель. И в этом смысле я ориентирована на англоязычную музыку. Но есть единицы русских исполнителей, которые меня вдохновляют.
В анонсе концерта говорится о некоем «антикопипастном эффекте». Интересный термин. Под ним подразумевается, что вы хотели создать оригинальный продукт?
Да, это тот многоэтапный, сложный процесс аранжировки, который можно отчасти назвать «шиворот-навыворот». Это даёт очень интересные результаты. Мне кажется, что в творчестве уместно всё. Можно как угодно подходить к написанию, формированию, главное, чтобы это получалось интересным. У нас это получилось.
Беседовал Егор Щербота / ИА «Диалог»