Site icon ИА «Диалог»

«Более дерзкий и более социальный»: организаторы «Прорыва» о молодом российском театре, будущем премии и поколении 90-х

В минувший понедельник в Петербурге состоялась девятая по счёту церемония вручения театральной премии для молодых «Прорыв». В этом году количество номинированных спектаклей было рекордным — 22. Кто получил премию в этом году, можно почитать в нашей новости, а на вопросы «Диалога» о том, как всё случилось, отвечали её генеральный директор Александр Березовиков и соучредитель Андрей Пронин.

В этом году число номинированных спектаклей достигло 22, а в номинации «Лучший режиссёр» — десяти. Как вам кажется, о чём это может говорить?

Андрей Пронин: С одной стороны, большое количество номинантов, конечно, радует, с другой — всегда присутствует тревога: не понижена ли экспертная планка? Такого количества соискателей в номинации «Лучший режиссёр» у нас не было никогда, и это, конечно, свидетельствует о том, что сезон прошёл интересно и продуктивно, а многие молодые постановщики показали себя с наилучшей стороны. Но одновременно и диагностирует, что какого-то ощутимого отрыва очень хороших работ от просто хороших замечено не было, а, следовательно, не произошло и качественного скачка. Так что оптимист может сделать свои оптимистические выводы, но пессимисту тоже есть, о чём подумать.

Александр Березовиков: Увеличился масштаб. Меняется отношение к премии в театральном сообществе. Раньше чувствовался скепсис, который испытывают ко всем начинающим. Я говорю об этом без обиды, это нормальная реакция на что-то новое. Сейчас мы встали на ноги, наше имя стало серьёзным. Молодые творцы стремятся получить статуэтку «Прорыва». Говорят, что это здорово, круто, что молодые имена стали звучать.

Были ли горячие споры у членов жюри или решения принимались единоглассно?

Андрей Пронин: Говорить от имени жюри я, разумеется, не могу, как и выдавать содержание его заседаний. Но слегка приоткрою завесу тайны: особенных баталий и разногласий в этом году не было. Мнения членов жюри оказались очень сходными, и решение, кажется, в основном удовлетворило всех.

Что происходило в работе вокруг премии?

Александр Березовиков: Уже шесть лет мы организуем офф-программу премии. В начале марта прошли первые гастроли театральной платформы Ельцин Центра в Петербурге. Мы каждый год стараемся привези в наш город молодёжные работы из регионов и перезнакомить всех между собой. География уже достаточно обширна: были спектакли из Москвы, Набережных Челнов, Альметьевска, Новокузнецка, в этом году — Екатеринбурга. Стараемся расширять.

Как вы выбираете спектакли для офф-программы?

Александр Березовиков: Существует совет премии, в который входят четыре человека: кроме меня — директор театра «Приют комедианта» и соучредитель премии «Прорыв» Виктор Минков, театральные критики Жанна Зарецкая и Андрей Пронин. Мы больше слушаем, конечно, Жанну и Андрея, потому что они — эксперты. Каждый год хочется показывать что-то новое. Наша офф-программа проходит параллельно с программой «Золотой маски» и иногда бывает сложно. Случается, что гастроли театров из регионов совмещаются: сначала они едут в Москву, а затем к нам, или наоборот. Но каждый раз мы стараемся представить в Петербурге коллективы и спектакли, которые здесь ещё не играли.

В этом году «Прорыв» провёл ещё и первый форум для театральных менеджеров. Что это за проект?

Александр Березовиков: Да, мы провели его совместно с Институтом культурных программ. Форум шёл параллельно с гастролями Ельцин-центра — 5 и 6 марта. Зарегистрировались 137 человек из разных уголков страны, доехали до Петербурга ровно 100 из 49 городов. Крайние точки – Хабаровск и Калининград. Первый день мы сделали международным – выступали спикеры из Эстонии, Хорватии, Норвегии и Белоруссии. Во второй – коллеги из российских городов. В этом году мы провели форум в рамках менеджерской номинации «Прорыва». Менеджер – тоже ведь творец, но при этом ещё и администратор. Тему выбрали серьёзную – управление и финансирование гостеатров. Для нас большим успехом стало то, что удалось организовать «горизонтальное» общение между директорами разных площадок.

В следующем сезоне мы хотим провести форум в рамках номинации «Лучший художник»: пригласим технических директоров и завпостов театров из российских регионов и из-за рубежа, чтобы они могли делиться опытом, говорить о реальных проблемах и услышать, как коллеги с ними справляются.

Как вам кажется, «молодой театр» отличается от остального?

Александр Березовиков: Конечно. Молодой – более дерзкий и более социальный. Режиссёрской молодёжи очень сложно пробиться в государственные театры. Не каждый художественный руководитель готов пригласить новичка. Есть страхи: пойдут ли зрители, насколько новый спектакль впишется в художественную политику театра. Поэтому «молодой театр» такой дерзкий. Сейчас появилось много молодых коллективов, которые запускаются без поддержки государства, на абсолютном альтруизме, а потом живут самостоятельно, создают, показывают. И постановки чаще остросоциальные – злободневные, отражающие именно то, что волнует общество сегодня. Классика тоже может быть в этом смысле «социальной»…

Действительно, новые коллективы появляются чуть ли не каждый день. Как вам кажется, это связано с тем, что в государственные театры режиссёрам не попасть?

Александр Березовиков: Мы не должны все «грехи» приписывать государственным театрам. Многие поддерживают молодых, доверяют. Несправедливо говорить, что большие театры засели со своим госзаданием и на порог никого не пускают. Творчество расцветает. Бум рождения новых коллективов, мне кажется, связан со многими факторами. В том числе, с политической и экономической ситуацией.

Интересная картина складывается именно в Петербурге, где молодые команды выпускают и драматические, и музыкальные спектакли в разных жанрах, и для взрослой аудитории, и, что важно, для детей. Кстати, в лонг-листе нынешнего «Прорыва» было много именно детских постановок. Это говорит о том, что вектор меняется. Молодой театр и социальный, и дерзкий, и открытый для юной публики. А ведь в городе большой дефицит театров и постановок для детей и подростков.

С чем связан выбор решения нынешней церемонии премии «Прорыв»?

Александр Березовиков: Режиссер Семён Серзин придумал нестандартное решение церемонии. В Петербурге таких театральных прецедентов ещё не было. Хэдлайнером стал рэпер Хаски. Семён понял: все, кто получат статуэтки, росли в 90-е. К этому времени отсылал стиль церемонии. С другой стороны, он связан с днём сегодняшним: рэп – главный современный музыкальный жанр, Хаски – открытие последних лет, причём он известен и в театральной среде – участвует в спектакле Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре». Его творчество социально. Это музыка городских кварталов, многоэтажек. Отсюда и герои-ведущие: не бритоголовые гопники, конечно, но весёлые ребята… Мы решили отказаться от привычного партера с креслами и устроить живой клубный концерт.

Каковы дальнейшие планы «Прорыва»?

Александр Березовиков: Конечно, мы стремимся выйти на федеральный уровень. Потому что пока не существует федеральной молодёжной театральной премии. «Золотая маска» охватывает все возрасты и все театры – музыкальные, драматические, кукольные. Мы всё же сосредотачиваемся на драматическом театре, но хотим вывести конкурс на всероссийский уровень. Мы уже понимаем, как нужно организовать отбор, хотя это непросто в такой большой стране, как наша. Знаем, как и чем будем отличаться, существуя по-прежнему параллельно с «Маской». Будем пробовать. Но всё зависит от поддержки. Нас уже поддерживает профессиональное сообщество, это уже большой прорыв. Кстати, к юбилейной, десятой, премии обновим фирменный стиль и дизайн статуэтки – создадим «Мельпомену. Версия 2.0». Нам хочется расти и меняться.

Будет ли увеличиваться число номинантов?

Андрей Пронин: Увеличивать число номинантов не хотелось бы, просто потому что организовать показ такого количества спектаклей за небольшой промежуток времени — дело непростое. Хотя предсказывать трудно. Если снова будет много заявок, если номинационный совет снова будет проявлять душевную щедрость, какую он проявил на последнем голосовании, возможно, опять столкнемся с изобилием. В этом есть свои плюсы. Премия привлекает внимание к разным театрам города, независимым труппам, проектам, у которых нет возможности заявить о себе в информационном пространстве в полный голос. И даже если эти труппы ничего не получают в итоге, они всё равно оказываются в выигрыше.

Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»