На метро доехал до «Владимир-Владимирской» — той, что с Путиным напротив эскалатора. Вышел, сел в тюнингованную «Ниву» и домчался до Дворцовой, обгоняя соперников, выжимающих нитро из «Волг» с «Жигулями». На площади подрифтовал немного – и на Стрелку. А то что-то там роботы с мутантами нынче расшалились. Ну да ничего, парочка очередей из «калаша», и любимый город может спать спокойно.
Теперь бы отдохнуть. Зайти, что ли в Эрмитаж, поразглядывать картины, которые ещё не успели стащить загадочные монахи из секты в духе «Кода да Винчи»? Или нет, лучше двинуть на проспект Испытателей: там в коммуналке засел Достоевский и требует юных девственниц для не вполне христианских кровожадных ритуалов…
Думаете, это безумие? Да, есть немного. Но после прохождения целой серии игр о Петербурге то ли ещё бывает. Попробуйте и вы. Это прекрасная возможность погулять по знакомым местам, не только не выходя из комнаты и не совершая ошибку, но даже и не вставая с дивана. Ну, и заодно спасти мир. Или, на худой конец, выиграть в гоночном гран-при. Корреспондент «Диалога» неделю занимался именно этим и теперь рассказывает, где в Петербурге побывали персонажи компьютерных игр.
Hitman 2: Silent Assassin (2002)
В начале второй части своих похождений протагонист серии «Хитман», лысый убийца-клон под номером 47, служит садовником в итальянском монастыре – так сказать, «под старость захотел отдохнуть от ратных дел». Но не тут-то было: его духовного наставника, отца Витторио, похищает мафия и увозит почему-то в Санкт-Петербург. 47-й следует за ними и устраивает там себе экскурсию, разумеется, в хитманском духе.
Первая миссия в Питере начинается с прибытия к месту задания на метро. Ну да, а что, киллер не человек, что ли? Пусть тоже на метро ездит. Имя станции не называется, но, судя по её пышному оформлению, имеется в виду «красная» ветка. Голова Ленина и советский герб в глубине станции дополняют картину.
Поднявшись на поверхность, мы обнаруживаем довольно условный центр – винегрет из старинных домов с белой лепниной, приправленный разводными мостами. На заднем плане виднеются шпиль Петропавловки и купол Исаакиевского собора, но подойти к ним нельзя, это просто нарисованный «задник». Где именно происходит действие, сказать сложно. Как говорят в голливудских боевиках: «Где-то в северной столице».
И всё-таки серое небо, бесконечная снежная морось и кованные решётки на набережных делают своё дело – в принципе, Питер ощущаем. И время от времени нет-нет да наткнёшься на что-то достопримечательное. Например, на задании в парке Кирова (в мире игры это небольшой сквер, ничем не напоминающий ЦПКиО) обнаруживается храм, создтель которого явно был вдохновлён Спасом на Крови. К нему подойти уже можно, но только осторожно: солдаты в серых тулупах будут следить, чтобы товарищ буржуазный киллер не очень-то у нас здесь разгуливал.
Ядерный титбит (2003)
Начало нулевых. Вы – видавший виды московский тинейджер Антон, который прибывает в Питер на уикенд, желая провести его так, «чтобы потом не откачали». В первый же день представители местного населения уговаривают его вкусить новый радиоактивный наркотик – ядерный титбит. А затем, пользуясь игривой беспомощностью Антона, изымают у него всё, что нажито непосильным трудом.
Утром, очнувшись во дворе панельного дома в районе «Пионерской», без денег и одежды, зато в компании глюка с внешностью чешира из «Алисы» и голосом президента Ельцина, парень закономерно собирается разыскать производителей титбита и воздать им за поруганную честь по самые гланды. И тряпки с наличностью вернуть, конечно.
Данное сочинение отечественного гейммейкинга – это квест-трип, наркотическое приключение в загаженных глубинах непарадного Питера. Как говаривала Масяня в мультфильме «Экскурсия по Петербургу» 2002 года: «Вы увидите легендарные обоссаные дворы-колодцы, заваленные говном до крыш. Мы проедем по чудесным проспектам, забитыми нищими, алкашами и бездомными. Вы никогда не забудете путешествие по великолепным каналам и рекам среди старых покрышек, презервативов и пустых бутылок». Вот какую-то такую экскурсию, только масштабнее и безумнее, предлагает «Ядерный титбит».
А если что-то парадное и мелькнёт, так только в разбитом окне квартиры на проспекте Испытателей (не спрашиваете, откуда там парадность; очевидно, оттуда же, откуда два испражняющихся робота в подворотне на «Горьковской»). Окно заслоняет собой бомжеватого вида дед с инь и ян на ушанке и философствованиями в духе Пелевина на языке. Кстати, в его же духе Достоевский, засевший в соседней комнате и самим фактом присутствия отсылающий к роману «t», где Фёдор Михайлович выписан в качестве главного героя ЗD-шутера «Петербург Достоевского». В «Ядерном титбите» классик русской литературы персонаж второго плана, но безобразничает, поверьте, не меньше.
Наверное, и так понятно, но на всякий случай уточним, что игра невероятно далека от постулатов традиционной морали. Так что, не забудьте убрать ваших детей от наших голубых (о, да) экранов.
Painkiller: Battle Out of Hell (2004)
Борец с демонами Дэниел Гарнер, который в этом дополнении к оригинальной игре Painkiller решает выбраться за пределы ада и повоевать на земле-матушке, на одном из уровней попадет в место и время, не многим лучше, чем привычная персонажу преисподняя – в Ленинград времён Второй мировой. Давайте оставим в стороне размышления о допустимости такого сюжетного хода, тем более, что ничего предосудительного Дэниел не делает: всё также уничтожает демонических тварей, которые здесь облачились в форму фашистов и пересели на немецкие танки.
Сам Ленинград здесь предельно обезличен. Возможно, это к лучшему: на войне, как на войне, деталями любоваться некогда. Вот Гарнер и воюет, и если вы решите сыграть в эту игру, то сможете помочь ему зачистить советскую родину от потусторонних хулиганов. Благо, оружия, в том числе и футуристического, для этого предостаточно.
Невский титбит (2005)
И снова титбит. Правда, теперь уже не квест, а шутер, но связь с предшественником прямая. После того, как Антон в конце «Ядерного титбита» слил радиоактивную заразу в городской водопровод, жители Петербурга обратились в кровожадных мутантов, которым предлагается задать хорошую трёпку. Некоторым слоям населения, правда, удалось избежать трансформации, но они и раньше вели себя небезупречно, поэтому сражаются на стороне зла: это сотрудники милиции и агрессивные пенсионерки, которые лупят вас клюшками с криком «понаехали-понаехали!». Одну такую старушенцию на первом уровне игры вам предстоит зарубить топором – отсылка, сами понимаете, к чему.
Мы играем за Жору: полного мужчину средних лет, облачённого в майку-алкоголичку, ошейник с шипами и плюшевые заячьи уши, а также увлекающегося садомазохизмом – да, всё по-прежнему очень плохо. В начале игры робот похищает его «учительницу», которая лупила «зайца» плёткой, и тот, конечно, отправляется на выручку. Сражаться, напевая «раз пошли на дело», «голубую луну» и прочие народные хиты, предстоит в самых разных частях города – от спальных районов с лабиринтами недостроенных новостроек до станции метро «Владимирская», которая в этой антиутопии переименована во «Владимир-Владимирскую».
Отдельное наслаждение – это целый уровень на Стрелке Васильевского острова. Прекрасный, но уже немного приевшийся жителям архитектурный ансамбль, заиграет новыми красками, если пройтись по нему с автоматом на перевес, расстреливая вредителей. Не забывайте забираться внутрь Ростральных колонн – там вас будут ждать патроны и другие бонусы. Когда перебьёте всех врагов, не обязательно сразу переходить к следующему этапу: можно немного постоять на Биржевом мосту и полюбоваться видом. Красиво же, что ни говори.
Memento Mori (2008)
Создатели квеста «Помни о смерти» помнят не только о ней, но и о Государственном Эрмитаже. Здание Зимнего дворца стало одной из основных локаций этой игры, очевидно навеянной искусствоведческо-авантюрными романами Дэна Брауна. Наши герои, за которых здесь играем попеременно, по-своему связаны с миром искусства: это сотрудница Интерпола Лара, которая специализируется на подделках известных произведений, и бывший «клиент» Лары Максим Дюран, уже пытавшийся однажды обчистить Эрмитаж, но потерпевший неудачу. Их обоих привлекают для расследования новых загадочных похищений хранящихся в музее шедевров.
На входе в Зимний дворец нас встречают несколько объектов современного искусства, которые Максим может прокомментировать, если щёлкнуть по ним мышью. Но имейте в виду, что поклонникам такого рода арт-объектов его замечания могут прийтись не по вкусу.
В самом Эрмитаже мы видим довольно тщательно проработанные помещения, правда, в небольшом количестве – на коллекцию во всём великолепии поглазеть не удастся. Зато довольно много времени проведём в Военной галерее, легко узнаваемой по портрету Кутузова работы Доу. С одной из висящих здесь картин будут происходить таинственные метаморфозы. В этой же галерее мы обнаружим подземный ход, ведущий в катакомбы.
О, да, пожалуй, было бы увлекательнее, если бы похитителей пришлось ловить, перемещаясь по всему музейному фонду. С другой стороны, если ограниченность компьютерного Эрмитажа вас удручает, то это повод, наконец, навестить настоящий и без посредства клавиатуры с мышью подняться по Иорданской лестнице.
Гоночные игры
Отдельный пласт игр с видами Петербурга – это гоночные симуляторы. Ещё бы: пешком-то мы все гуляли, а вот с ветерком да к тому же на какой-нибудь «Феррари» катался не каждый. Но ведь какой русский не любит быстрой езды?
Одна из возможностей утолить жажду скорости – Whiteout (2002), представляющая не самый классический тип соревнований: гонки на снегоходах. Как и нередко в играх-гонках, ездить нам придётся по разным странам мира. Среди прочих, предлагается трасса под названием «Невский проспект». И хотя, собственно, проспекта мы там не увидим – опять смастерили не настоящий Питер, а фантазию на тему – кататься по замерзшим каналам, проносясь мимо приблизительно знакомых домов, занятие довольно забавное.
А вы знали, что есть целая отдельная игра, посвящённая городу на Неве? Нет? Неудивительно, потому что сделана она, честно говоря, не ахти. В гоночном симуляторе с бравурным заглавием «Стритрейсеры: Горячий асфальт» (2007) вы будете (или не будете) ездить по лубочно нарисованному Питеру на отпрысках отечественного автопрома, переделанных в спорткары. Время от времени можно разогнаться и взлететь, используя Дворцовый мост как трамплин, после чего ухнуть в Неву и провалиться сквозь текстуры – да, это забавно. Но если серьёзно, то единственное, чем игра выгодно отличается от товарок – разнообразие локаций. Помимо центра тут есть, например, аэродром, где можно передать привет старому зданию Пулково.
В один год со «Стритрейсерами» для приставки Xbox выпустили «Project Gotham Racing 4». Детализация здесь такая, что кажется, будто реальный мир был особым образом скопирован и перенесён в компьютер. Что говорить, если на здании 28/1 по каналу Грибоедова есть табличка «Кофе Хауз», в котором, уверен, многие не раз и не два пили кофе.
На заднем плане, такой с «арочками» – Экономический университет. Доезжаем до него, напротив — Банковский мост с крылатыми львами. Мчим дальше по каналу Грибоедова, крутой поворот на Гороховую и по ней — до Адмиралтейства. Сворачиваем и по Адмиралтейскому проспекту до Дворцовой – куда без неё? – а оттуда на Миллионную, мимо атлантов, поворот на Дворцовую набережную и по ней стремглав до «Кулька» (осторожно, дорога мокрая, на этой трассе часты дожди). Ну и далее Летний сад, Марсово поле, Михайловский сад, Невский, Гостинка… О, да. Здесь есть всё. В нужных пропорциях, со всеми деталями, вывесками (правда, образца 2007-го – так в этом же бонусный шарм).
Единственное, чего не смогли передать авторы – это качество асфальтового покрытия. Слишком уж идеальное. Видать, чего-чего, а родимые колдобины и национальное раздолбайство ни один компьютер никогда смоделирует. Да и к чему? Это ведь уже не игра такая, это жизнь такая. Её нам и днём хватает. А вечером усесться бы в «Ниву» с турбодвигателем и покатить на Невский мочить зомби-фашистов. Зелёная кровь и радиоактивные кишки текут по телу парадного Петербурга… Эх. Успокаивает, знаете ли.
Подготовил Глеб Колондо / ИА «Диалог»
봉화바알바
bubblealba.com