Депутаты ЗС поддержали в первом чтении проект закона, устанавливающего льготную ставку арендной платы для креативных пространств. Документ был внесён губернатором и вызвал ожесточённые споры, передаёт корреспондент «Диалога».
«Целью законопроекта является обеспечение развития креативной деятельности в Петербурге как одной из современных явлений социально-экономической жизни путём привлечения предпринимательского сообщества. Документом предлагается создать фонд креативных пространств из нежилых помещений, включённых в состав фонда недвижимости Санкт-Петербурга, в объёме 20 тысяч квадратных метров, и сдавать их в аренду по льготной ставке, определённой по результатам аукциона в 1 процент от рыночной стоимости объекта недвижимости», — разъяснил смысл инициативы представитель губернатора в ЗС Юрий Шестериков.
В качестве примера того, чем смогут заниматься резиденты таких пространств, он назвал пошив одежды, торговлю предметами искусства, дизайн и прочее. Проект закона вызвал скепсис у оппозиции. Депутат Оксана Дмитриева назвала его «одиозным» и раскритиковала за попытку определить креативную деятельность через коды ОКВЭД («поверить алгеброй гармонию»…)
«Дело в том, что сама по себе абсурдна концепция законопроекта, пытающегося определить понятие креативной индустрии в законе, устанавливающем льготы по арендной плате. К сожалению, понимания этого ни у авторов – комитета по инвестициям – ни у Юрия Борисовича [Шестерикова], вынужденного этот закон отстаивать здесь, нет. Дело в том, что понятие креативности относится к категории личности и характеризует её способности к творчеству. Применительно к экономической сфере креативная деятельность – это создание принципиального нового продукта или технологии, то есть это суть инновационная деятельность, которая по отраслям не разбивается. Поэтому нигде в мире, и ни в одном из субъектов Российской Федерации, нет законодательного определения креативной деятельности. Понятие креативного пространства, действительно, есть в законодательствах других стран, однако для того, чтобы его применять, нужно выучить ещё один термин – «ревитализация городского пространства». Определяя проект ревитализации, в качестве одного из вариантов можно использовать и креативное пространство, и в зависимости от этого будет отраслевое наполнение», — отметила она.
«Этот законопроект – плод умозрительных размышлений о том, как бы сделать всё лучше, здоровее, инициативнее… показать видимость какой-то креативной деятельности органов исполнительной власти. Но он затронул проблему, которую решить законодательно невозможно. Недаром Юрий Борисович [Шестериков] тут путался в показаниях. Благодаря «прекрасной» работе исполнительной власти более 400 жилых и нежилых зданий, находящихся в собственности города – в основном в Адмиралтейском, Кировском, Выборгском и Центральном районах – стоят без пользователей, без жильцов; они разваливаются, там живут бомжи и гастарбайтеры. Здания исторические, которые подлежат, согласно законам, сохранению – но их доводят до разрушения, чтобы потом сказать – «я не я, и хата не моя», в прямом и переносном смысле», — добавил депутат Ковалёв.
Депутат Егоров обратил внимание на то, что при установке начальной арендной платы её величина будет сниженной, однако затем в ходе аукциона может возрасти. Шестериков пообещал учесть этот момент, предложив скорректировать законодательство по ходу применения. Если деятельность будет позитивно оценена, добавил он, то будет поднят вопрос о расширении программы.
«Я очень рад, что наша исполнительная власть, видимо, выучила два новых слова: «креативный» и «синергия». Правда, не понимает, кажется, их значения. Такое впечатление, что авторы законопроекта зашли в магазин игрушек, увидели там конструктор Lego Creator, и решили – ага, вот оно! А что это за конструктор? Это когда из одного набора деталей можно создать несколько разных машинок… и всё. Только тут речь совсем не об этом. Какая креативная деятельность, вы вообще о чём? Употребляйте слова в их нормальном значении! Вы хотите создать пространство, где можно будет одновременно резать стекло и рисовать гравюры. Это креативная деятельность? Да нет, это просто совмещение разных видов деятельности в одном пространстве. Вы хотите дать им льготы по аренде? Дайте, только не употребляйте такие слова. Законы должны быть понятны не только тем, кто их пишет, но и тем, для кого они написаны. А какая синергия тут может возникнуть? Это качественный эффект, и его не будет оттого, что под одной крышей будут резать стекло и заниматься литографией. Наконец, что у нас мешает малому бизнесу работать, создавать такие пространства? Мешает безумное количество согласований. Я предлагаю организовать совершенно иное креативное пространство – собрать под одной крышей все согласующие и разрешающие инстанции, чтобы предприниматель приходил и мог в одном месте со всеми согласовать, и никто не мог на другого спихнуть ответственность. Вот это будет креативное пространство, и бизнес за это скажет спасибо», — заявил Борис Вишневский (фракция «Яблоко»).
«Сама по себе идея шикарная. Если в качестве примера нам приводят «Красный треугольник» — состоянию которого можно только удивляться, поскольку мы живём в городе-музее – то было бы здорово сделать пилотный проект. Эти 20 тысяч квадратных метров – это и есть пилотный проект, но хотелось бы доработать его на будущее. И ещё, я не понимаю, кто те эксперты, которые определяют, креативное это пространство или нет, и как оно будет использоваться дальше?» — добавила Ирина Иванова из фракции КПРФ.
В итоге документ был принят 43 голосами «за» при двух воздержавшихся и пяти высказавшихся против. На поправки ко II чтению депутаты взяли две недели – на этом настоял Шестериков, указав на важность документа для города, хотя депутат Ковалёв просил увеличить срок до месяца.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»