В будущем году управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) намерено заново изучить отозванные жалобы (около 350 штук), которые считает способом злоупотребления. Кроме того, ведомство намерено предложить другие меры для борьбы со сговором и манипуляциями в этой сфере.
«Мы полагаем, что порядка 20-25 жалоб, которые подаются в антимонопольную службу, подаются юридическими лицами, частными предпринимателями или физическими лицами, которые на самом деле не имеют своей целью стать участниками процедуры, заключить госконтракт и по нему работать. Некоторые организации закидывают обращениями органы ФАС по всей стране. Как правило, в подобных жалобах указывается контактный телефон – и вполне вероятно, что основная цель жалобы – в том, чтобы заказчик по этому телефону позвонил и «поговорил» на предмет её отзыва», — заявил заместитель руководителя Санкт-Петербургского управления Пётр Яковлев.
Подача жалобы на закупку, а затем её отзыв может быть эффективным способом не только манипулирования заказчиком, но и стать основой для коррупции, считают в ФАС. Поэтому в 2018 году Санкт-Петербургское УФАС России решило проводить внеплановые проверки по всем отозванным жалобам». Для борьбы с «фейковыми» обращениями антимонопольщики также предлагают ввести госпошлину.
Подводя итоги года, антимонопольщики отметили, что по состоянию на 15 декабря было рассмотрено 5118 жалоб – на 498 больше, чем в 2016 году. Из них 3808 раз жаловались на городских заказчиков, 952 – на федеральных и 358 – на муниципальных. Выдано 1449 предписаний об устранении нарушений, из которых около 30 не исполнено – в основном они обжалуются в судах. Было проведено более 300 проверок (практически все – внеплановые), назначено 366 административных штрафов на общую сумму 8 млн рублей. Больше всего назначено штрафов должностным лицам ГУП «Дирекция транспортного строительства» – 364 тысячи рублей.