В нынешнем году снег не торопится в Петербург – в отличие от 2016-го, когда уже в первой декаде ноября на город обрушились обильные осадки. Однако его отсутствие не помешало нам морально подготовиться к зиме и выяснить, какие средства есть у города для уборки снежных масс, стоит ли ожидать сугробов на дорогах, и почему зимняя Москва обычно выглядит чище зимнего Петербурга.
От 8 до 16 суток
Для начала разберёмся, какие дороги в Петербурге есть, и как именно их полагается убирать. Автодороги регионального значения чистят по специальному технологическому регламенту (по комплексной уборке автомобильных дорог). Этот документ, утверждённый городским комитетом по благоустройству, в зависимости от интенсивности движения подразделяет дороги на группы «А», «Б», «В», а тротуары – на классы «3», «2» и «1».
«При наступлении снегопада в целях обеспечения беспрепятственного проезда автотранспорта и прохода пешеходов в первую очередь осуществляется уборка магистралей и улиц группы «А» (3 класс тротуаров) – ключевых транспортных артерий, обеспечивающих транзит транспорта между районами; далее дорог группы «Б» (2 класс тротуаров) – магистралей с менее напряжённым трафиком, по которым движется общественный транспорт; затем дорог группы «В» (1 класс тротуаров) – с невысокой транспортной нагрузкой. Длительность проведения работ по уборке снега колеблется от 3 до 6 часов, а при непрерывном снегопаде может потребоваться значительно больше времени», — пояснили в комитете по благоустройству.
Дорожники вывозят снег преимущественно ночью, предварительно собрав его в кучи. Если свежий снег оседает слоем до 10 см, согласно регламенту его можно вывозить до 8, 12 и 16 суток в зависимости от класса дороги. В период обильных снегопадов максимальный срок увеличивается до 20 суток. «Комитет по благоустройству делает всё возможное для того, чтобы максимально сократить эти сроки. Показательна в этом смысле работа дорожных предприятий в ноябре 2016 года. Снегопады в этот месяц шли практически беспрерывно – за месяц на улицы города выпало 85 см осадков. Дорожники работали в усиленном режиме ночью и днём, с улиц вывезли более 700 тысяч кубометров снега – в 230 раз больше, чем в ноябре 2015 года. Показатели по использованию соли в чистом виде при этом были равны нулю», — пояснили в ведомстве.
Всего в Петербурге за прошлую зиму, по подсчётам комитета по благоустройству, вывезли более 1,7 млн кубометров снега. Техника отработала 188 768 смен, дворники – 249 301 смену.
В Москве, в отличие от Петербурга, коммунальщики убирают одновременно все дороги, включая внутриквартальные проезды. В регламенте ручной уборки, однако, есть технологические карты, в которых говорится об очерёдности.
«Приоритет в очистке от снега отдан выходам из подъездов, пешеходным тротуарам, остановкам общественного транспорта, подходам к станциям метро, основным городским магистралям и парковочным местам в зоне платного парковочного пространства. Для обеспечения питания и санитарного обслуживания дорожных рабочих, трудящихся в усиленном режиме, развёрнуты полевые кухни и установлены мобильные туалеты», — сообщается на сайте московской мэрии.
«Службы городского хозяйства ориентированы на уборку снега в соответствии с регламентом, то есть 10 сантиметров снега за три дня и дальше на каждые пять сантиметров ещё один день дополнительно», — заявлял заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Пётр Бирюков.
Всех — в пешеходы?
Одним из основных факторов, препятствующих работе уборочной техники в Петербурге, чиновники называют припаркованные машины. Несколько лет назад в городе начали устанавливать знаки «Остановка запрещена» с указанием конкретного времени действия, зависящим от графика уборки. Однако автовладельцы их зачастую игнорируют – и оставляют транспортные средства на пути уборочных машин. Это серьёзно мешает плановой уборке улиц при помощи спецтехники, а в условиях сильного снегопада процесс тормозится ещё больше. В исторической части города с её плотной застройкой, многочисленными узкими тротуарами, а также постоянно припаркованными авто большинство работ приходится выполнять вручную – это ведёт к увеличению времени, но дорожники вынуждены с этим мириться, так как убрать все автомобили из центра города без по-настоящему радикальных мер невозможно.
«В этом году изменены требования по максимальной скорости движения уборочной техники. Сегодня для уборки автомобильных дорог применяется современная специализированная техника, которая позволяет проводить патрульное подметание проезжей части и пескопосыпку со скоростью движения автомобильного потока (в пределах разрешённых значений) – не замедляя движение транспорта в городе. Это ускорит проведение уборки и положительно скажется на транспортной ситуации в Санкт-Петербурге», — сообщили «Диалогу» в комитете по благоустройству.
Тысяча «спартанцев»
Всего в Петербурге дорожные спецпредприятия и организации используют 1 514 единиц зимней уборочной техники, в том числе для уборки проезжей части – 497 единиц, для уборки тротуаров – 557, погрузочной техники – 315, а вспомогательной – 145.
По информации, которую приводит московская мэрия, в периоды сильных снегопадов коммунальные службы столицы используют более 18 тысяч единиц спецтехники ежедневно, а на уборку улиц днём выходят до 90 тысяч человек, ночью – 60 тысяч (в Петербурге «общегородских» дворников — то есть таких, которые убирают улицы, а не дворы — всего около тысячи). В столице же только на очистку железнодорожных платформ от снега и наледи в дни сильных снегопадов выводят более двух тысяч человек.
В Москве снег уничтожается при помощи 56 стационарных снегоплавильных пунктов (в Петербурге их 11) и 145 мобильных установок суммарной мощностью 550 тысяч кубометров в сутки.
При этом нужно учесть, что протяжённость улично-дорожной сети в Петербурге – около 3000 километров, в столице – порядка 5000 километров, то есть убирать надо площадь большую только в два раза. В Москве проживают 12,3 миллиона человек, в Петербурге – 5,3 миллиона. При примерно одинаковом уровне автомобилизации (по данным на 2016 год в Москве насчитывается 308 машин на 1000 жителей, в Петербурге — 316) в первопрестольной личных автомобилей в два раза больше, чем в городе на Неве.
Несмотря на то, что по основным влияющим на интенсивность уборки показателям Москва опережает Петербург в 2-3 раза, количество техники, обслуживающей эти площади, примерно в 12 раз выше, чем в Северной столице. Разница в количестве дворников ещё более шокирующая: в Москве их больше в 90 раз! Объяснить причины такого серьёзного разрыва в комитете затруднились. Источники «Диалога» с Смольном, пожелавшие остаться анонимными, лишь развели руками: какие бюджеты у нас — и в столице…
Что делать будем?
В то же время, в Петербурге в три с лишним раза меньше станций метро, чем в Москве (67 против 206), и существует значительно больше районов, лишённых метрополитена. Соответственно, в случае сильного снегопада зависимость горожан от наземного транспорта в Петербурге возрастает сильнее.
Однако серьёзно сокращать отрыв от столицы в количестве техники и дворников петербургские чиновники пока не планируют. В 2016 году городом было закуплено 76 единиц уборочной техники. В этом за счёт средств бюджета город получил 12 новых тракторов с разным навесным оборудованием. Эта техника будет убирать тротуары: она может подметать, оплуживать, разгребать снег, очищать остановки, пешеходные переходы. Сейчас ведётся закупка ещё около 30 зимних пылесосов. Вообще же предприятия, которые отвечают за содержание автомобильных дорог в Петербурге, являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, и приобретают технику сами – за счёт средств амортизации в порядке обновления технической базы. В 2017 году они купили 84 единицы уборочной техники, в основном – мультимобили (компактные коммунальные машины с навесным оборудованием, которые могут работать на нешироких тротуарах в исторических районах города), самосвалы, комбинированные дорожные машины, МТЗ-82.
«Что происходит?»: снегопад в Петербурге
Во время сильных снегопадов дорожные предприятия привлекают дополнительно снегопогрузчики и самосвалы по договорам с малыми и средними предприятиями — до 120 погрузчиков и самосвалов в день. Как разъяснили в комитете по благоустройству, точно предсказать, какой будет следующая зима, синоптики не могут при всём желании — поэтому частные предприятия, занимающиеся уборкой, находятся в резерве. Тем не менее, проверка наличия договоров с ними — такой же элемент подготовки к сезону, как подсчёт техники и запасённых реагентов.
Между тем, в процессе подготовки материала к выпуску стало известно, что снежная погода придёт в Петербург уже в последний день осени.
Подготовили Илья Снопченко и Дарья Скороспелова / ИА «Диалог»