На заседании в среду, 15 ноября, Законодательное Собрание Петербурга приняло в первом чтении проект закона, предусматривающего отзыв чиновников на основании утраты доверия. Оппозиционные депутаты выразили скепсис по поводу инициативы, хотя она позволит при необходимости убирать одиозных персонажей с некоторых важных постов, передаёт корреспондент «Диалога» в ЗС.
«Законопроект разрабатывался достаточно длительное время совместно с прокуратурой, аппаратом ЗС и депутатским корпусом. Действительно, у нас есть такая категория, как государственные гражданские служащие, и порядок увольнения в связи с антикоррупционными вопросами там давно урегулирован. Теперь речь идёт о крупных должностях – вице-губернаторах, лицах, занимающих должности в Контрольно-счётной палате Санкт-Петербурга, и наших с вами уполномоченных – по правам человека, по правам ребёнка и по защите прав предпринимателей. Суть законопроекта – в том, чтобы определить порядок их увольнения в связи с утратой доверия», — пояснил один из авторов законопроекта, председатель комитета по законодательству ЗС Денис Четырбок.
Он пояснил, что федеральное законодательство предусматривает отстранение чиновников от должности на таком основании. Основания для этого известны: чиновник может быть уволен, если он является одной из сторон в конфликте интересов и не принимает мер по предотвращению конфликта; если он осуществляет предпринимательскую деятельность; если он входит в состав органов управления или попечительских советов иностранных НКО. Рассматриваемый проект закона призван определить порядок применения этих норм в отношении петербургской исполнительной власти. В отношении вице-губернаторов меры должен принимать непосредственно градоначальник, в отношении же должностных лиц, назначаемых городским парламентом – уполномоченных и членов КСП – решение должно оставаться на усмотрении ЗС.
«При всей общей верности проекта… есть определённые вопросы. Во-первых, странная формулировка – утрата доверия». Все те пункты, которые служат основанием для снятия с должности, [подразумевают] прямое нарушение законодательства, устанавливающие соответствующие ограничения. Утрата доверия по отношению к лицам, занимающим [государственные] должности – это совсем другое: этот термин вообще юридически не определён. Если губернатор не исполняет свои обязанности – значит, он нарушает закон, а если президент ему не доверяет – это другое. Губернатор, в свою очередь, может не совсем доверять президенту – ну и что?» — прокомментировал депутат Борис Вишневский.
По его словам, важно доверие или недоверие к чиновникам граждан, а не вышестоящих начальников, а также факт соблюдения (или несоблюдения) закона, пригодность (или непригодность) должностного лица к занимаемому посту. Поэтому в поправках, считает Вишневский, необходимо это учесть.
«У парламента Петербурга есть уникальная возможность — дать философию и энергию городу, потому что мы наблюдаем общую апатию и, я бы даже сказал, политическую и идейную импотенцию чиновников Санкт-Петербурга. Посмотрите, какие происходят нарушения закона в некоторых районах и комитетах, какое несоответствие между декларациями и работой, которая реально проводится на местах. Задача депутатов Законодательного Собрания — вернуть доверие к органам государственной власти», — высказался депутат Андрей Анохин.
Депутат Алексей Ковалёв указал на то, что в число подпадающих под действие этого закона (буде его примут) не вошли члены избирательной комиссии и судьи Уставного суда. Четырбок на это ответил, что к ним применяется такой же подход, как к депутатам Законодательного Собрания, которых не может отозвать никто, кроме их собственных избирателей. В Горизбиркоме есть собственные правила, предусматривающие досрочное прекращение полномочий его членов.
Проект закона был одобрен большинством голосов. Понимая необычность темы и необходимость доведения формулировок до совершенства, депутаты взяли на внесение поправок достаточно большой срок – один месяц.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»