Скрипка, фортепиано, флейта – известные всем музыкальные инструменты, звук которых нам очень знаком. А слышали ли вы когда-нибудь, как звучит древняя костяная флейта, армянский дудук или лира? Сегодня героем нашей рубрики «Стартапы» стал создатель «музыкальной машины времени» — виртуального музея музыкальных инструментов, предоставляющего возможность с помощью виртуальной реальности услышать звучание таких инструментов. В интервью «Диалогу» главный разработчик Юрий Булавин рассказал о том, как ему пришла в голову такая идея, что оказалось самым сложным, а также дал несколько советов начинающим предпринимателям.
«Всё началось с конкурса стартапов»
Однажды четверо студентов решили поучаствовать в конкурсе «Start-up СПбГУ» и заняли в нём бронзу со стартапом «TimeMelody» — виртуальным музеем музыкальных инструментов. Наша команда – я, главный разработчик Юрий Булавин, 3D-моделлер Юлия Трушина, финансовый директор Екатерина Кирьянова и PR-директор Стефания Данилова – решила не останавливаться на достигнутом и основать компанию IT-Sound, которая работает сейчас над 5 различными проектами, и TimeMelody – только один из них.
«Виртуальная и дополненная реальность – очень перспективная область»
Виртуальная и дополненная реальность в наше время – скорее стремительно, чем стабильно – развивающийся интеллектуальный тренд. Это площадь возможностей умного досуга и обширные карьерные горизонты для тех, кто это делает. Это область, где могут пригодиться абсолютно любые знания, но исключительно в синтезе друг с другом. Начинали мы с TimeMelody. Почему? Не ко всем музыкальным инструментам так просто подобраться и разглядеть их со всех сторон, понять, как они звучат, и ещё сложнее – быть свидетелем их игры в оригинальной обстановке. Так, в нашей виртуальной экспозиции можно не только увидеть и услышать, например, дудук или кантеле, но и лицезреть обстановку, в которой эти инструменты зарождались как музыкально-исторический, или даже этнографический факт. Мы по-новому говорим о старом, которое не изучено достаточно хорошо.
«Всем свойственно бояться начинать новое дело»
Эта ошибка называется «страх чистого листа», и она свойственна всем. Неважно, что ты продаёшь – шариковые ручки, нефть или приложения – если ты боишься, у тебя ничего не выйдет. Убрать страх и подать заявку, ответить на вопросы, прийти на конференцию: как правило, результаты не заставят себя долго ждать.
А также свойственно любому человеку эмоциональное выгорание, и наша команда не исключение: каждый из нас междисциплинарен, активен в профессиональной жизни, стремится многого достичь и постоянно горит идеями. Мы уверены в одном: одна неудачная идея, промашка или провал – это пьедестал для идеи более яркой. Главное, видеть это и расценивать правильно.
«Самое сложное – понять, зачем и для кого ты делаешь свое дело»
Всегда непросто выйти на сцену, на которой выступали мэтры в твоих областях, сказать принципиально новое слово на языке, который для многих – родной. Сложнее всего – понять, кому нужно то, что ты делаешь, и зачем, и насколько этим горишь ты сам и твоя команда. Пожалуй, путешествие сквозь бюрократические дебри в сравнении с этим – достаточно лёгкая задача.
«В бизнесе неминуемо возникают трудности, но сдаваться нельзя»
Нам потребовалось полгода, чтобы основательно взяться за работу над тогда ещё стартапом и выиграть конкурс с грантовой основой. Важно понимать, что в бизнесе минус на минус очень даже может дать плюс, и не сдаваться при первых сложностях, неминуемо возникающих при, например, регистрации компании и первичных закупках.
Сейчас мы сотрудничаем с первыми клиентами и придумываем интересные, самобытные для обеих сторон, решения. Представляем линейку наших разработок на важных региональных мероприятиях, таких как Geek Picnic, EVA Conference, форум «Энергия возможностей», шоу «Петербургский стартап», общаемся с иностранными СМИ и делегациями. Что касается ближайшего будущего, мы верим, что оно будет светлым и несомненным. А именно – что вскоре абсолютно любой человек сможет прикоснуться к прекрасному в нашем исполнении, и что виртуальная реальность станет куда более осязаемой для него.
«Было очень приятно узнать, что нашу идею высоко оценили эксперты музыки»
Нашим проектом всерьёз заинтересовались отечественные и зарубежные медиаперсоны, связанные с музыкой в различных смыслах: известный композитор Евгений Алексеев, популярная певица Марианна Ованесян, ученик Dj Groove Константин Пшеничников. Это было очень радостно и неожиданно для нас – знать, что наша идея востребована и высоко оценена экспертами музыки. Кроме этого, мы организовали конкурс логотипов нашей компании, и были приятно удивлены количеством и качеством присланных работ, и нешуточным интересом к нам. Победителем стала модный дизайнер из Беларуси, Елена Минюкович, чью работу мы и выбрали лучшей единогласно после длительных жарких споров.
«Самое приятное в моём деле – это работа с искусством»
В моей работе мне больше всего нравится возможность созидания и работы с искусством, несмотря на то, что я – программист, и привык говорить на языке кода. Это очень волнительный момент, когда цифры на экране после ряда сложных манипуляций превращаются в нечто прекрасное. Например, в звук скрипки, подрагивающей так, словно невидимый музыкант играет на ней. Мне нравится моя команда. Считаю, что люди в работе – это самое важное. Это как виртуальный оркестр: всем необходимо быть настроенными правильно и на одну волну, при этом не забывая звучать самобытными, чистыми голосами.
«Не переставайте быть тем, кто вы есть»
Если бы я мог поговорить с собой на начальном этапе развития своего стартапа, я бы превратил все слова, которые хотел сказать, в дела, однако посоветовал бы себе не забывать про отдых, важность первого двадцатисекундного впечатления и простую человеческую удачу.
А самое главное в бизнесе – это сказать всем, что вы есть. Далее последуют реакции, самые различные, от недоверчивых до восторженных возгласов, от скептически сложенных на груди рук до предложений инвестирования. Произойдёт многое. Главное – не переставать быть тем, кто вы есть. А если вы – музыка, коды, виртуозное обращение с бухгалтерией, воплощённая дипломатия (здесь может быть любое ваше умение, которое олицетворяет вас) – значит, всё получится. Важно верить в победу, надеяться только на себя и любить всё в своем деле, от каждой 3D-струны до каждого потенциального клиента. Даже если он сегодня ещё о вас не знает: завтра дано вам, чтобы он узнал это.
Беседовала Анна Снопченко / ИА «Диалог»