Компания «Максима Телеком» заключила соглашение со Смольным об организации на общественном транспорте единой системы по предоставлению доступа в Интернет для пассажиров. Гендиректор предприятия Борис Вольпе в рамках форума SmartTransport рассказал о том, как создавалась аналогичная сеть в Москве, и о принципах работы телекоммуникационных операторов в новых условиях.
«Проблема каждой локальной сети, и даже операторской – это её локальность. Разумеется, операторы занимаются роумингом, но каждая сеть Wi-Fi (особенно с учётом текущего регуляторного законодательства) означает необходимость входить в неё, авторизоваться и идентифицироваться. Это барьер, который мешал бесшовности: мешал – в прошедшем времени, потому что сейчас этого уже нет. В 2013 году мы на базе большого опыта работы с мобильными операторами начали создавать в Москве единую городскую сеть. Мы не называем её сетью Wi-Fi, потому что это не сеть Wi-Fi или 4G: это гетерогенная сеть для города; мы как компания не называем себя оператором связи, хотя и лицензированы [в таком качестве]; мы называем себя оператором пользовательского опыта как следующего шага после собственно связи. Мы начали с того, что сделали сеть в Московском метрополитене – одном из крупнейших и красивейших в мире. Там не было связи – а с 2014 года она есть, и в прошлом году был [осуществлён] миллиард поездок с использованием нашей сети. В этом будет больше. Город понял, что это удобно, а мы стали двигаться дальше – совместно с городом и с нашими сетевыми партнёрами создавать в Москве единое пространство пользовательского опыта, прежде всего – на транспорте. А ведь раньше именно там получать доступ к сети было сложнее всего», — отметил Борис Вольпе.
По его словам, в Петербурге – как ранее в Москве – доступ к Интернету в метро и другом общественном транспорте будет бесплатным (не считая необходимости просматривать рекламные объявления) и безлимитным. До конца года в Москве будет обеспечена полная бесшовность и неразрывность сессий.
«Это настоящий unlimited, просто даром. Там колоссальные скорости связи (100-200 мегабит в секунду, а возможно, они будут и выше), нет никаких ограничений по времени сессии, зато есть существенный уровень безопасности этой сессии – и бесшовность, то есть абонент не должен заново идентифицироваться в других [физических] сетях. То есть сети, присоединившись к единой платформе, обеспечивают абоненту отсутствие необходимости идентифицироваться при каждом входе. Где бы он ни был – а в Москве сеть уже охватывает метрополитен, наземный транспорт, ЦППК (пригородные электрички, 900 миллионов поездок в год), аэроэкспресс и МЦК (городское железнодорожное кольцо). Аэропорты, розничные сети, заведения общественного питания», — пояснил Вольпе.
Аналогичный проект предполагается реализовать и в Петербурге, а затем – в других городах России (начиная с аэропортов). Всё это делается, среди прочего, в рамках подготовки к Чемпионату мира: если жители Петербурга могут пользоваться мобильным интернетом, то гости, которые будут находиться в международном роуминге, сделать этого не смогут, и будут вынуждены искать иную возможность доступа в Интернет.
«Ещё два-три года – и тема тарифов, биллинга уйдёт: абоненты не будут платить за связь. Мобильные операторы не очень любят об этом говорить, потому что они много средств вложили, и пока перестраиваются – но факт в том, что к приходу 5G тарифы перейдут от абонентов к тем, кто заинтересован в том, чтобы сеть была: рекламодателям, пользователям «больших данных. Мы приглашаем к сотрудничеству всех, потому что телекоммуникации – это коллаборативная отрасль, конкуренция осталась в прошлом веке», — заметил специалист.
Сеть Wi-Fi имеет, однако, не только развлекательное применение. Она может использоваться для передачи технологических данных, а также для рассылки оповещений о происшествиях и изменениях в движении транспорта. Вероятно, в Петербурге будет обеспечена такая же функциональность.
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»