Шум разносится по залу — судья объявил начало боя. Но здесь никто не получит в нос, потому что эта битва на словах, а не на деле. Два бойца оплёвывают друг друга оскорблениями, но никто не обижается. Здесь, как нигде, узнаёшь всю подноготную о себе и от этого становишься ещё честнее. Это рэп-баттлы, и о них говорят все. Поговорим и мы.
Истоки
Многие деятели культуры говорят, что рэп-баттлы пришли из древности — из времён античности, где ораторы соревновались в красноречии; или вспоминают публичные и зачастую скандальные поэтические выступления в «Бродячей собаке» и «Кабаре Вольтер». Но всё-таки такими, какими мы привыкли их видеть в современном виде, рэп-баттлы появились в США 80-х, на улицах, где в то время расцветал хип-хоп. В 1981 году был записан первый баттл между рэперами Kool Moe Dee и Busy Bee Starski. Рэп в сущности искусство агрессивное, поэтому формат поединков быстро распространился в этой среде.
За десятилетие уличные поединки вышли в мейнстрим. В «нулевых» их начали показывать на крупных телеканалах. В это время сформировались традиции, однако и они менялись. Баттлы зачитывались под бит и а капелла, тексты могли быть фристайлами, то есть импровизированными. Появился регламент: по три раунда с каждого оппонента, проходящих под присмотром ведущих и судей. В 2012 и 2013 годах рождаются сразу два крупных российских проекта, которые сделали баттлы зрелищами с многомиллионной аудиторией. В Краснодаре появилась лига Slovo, позднее разделившаяся из-за внутренних конфликтов на SlovoProject и SlovoSPB. А в Петербурге родился Versus Battle. Все прошедшие баттлы стали заливаться на ютуб, и это популяризировало баттл-культуру.
Лиги изначально имели несколько разный подход. Slovo давало слово молодым, неопытным бойцам, в надежде раскрутить их, сделать популярнее. Versus же с самого начала приглашал звёзд хип-хопа. Однако и этот проект позже запустил лигу для молодняка Fresh Blood. Оба гиганта, помимо акапелльных баттлов на данный момент запустили поединки, где MC читают по бит в 140 ударов в минуту. Сейчас баттлы вышли за пределы привычных площадок: недавно в Петербурге прошёл публичный баттл между депутатами ЗакСа Максимом Резником и Андреем Анохиным. А в свете событий вокруг фильма «Матильда» Алексея Учителя лидер движения «Солидарный Петербург» Анатолий Канюков записал в стилистике баттлов ролик против клирикальной кампании Натальи Поклонской. Рэп-баттлы стали универсальным оружием там, где обычно были приняты дискуссии.
Панч и подача
Одно из главных оружий баттлера — это панч. Остроумная шутка, зачастую с двойным смыслом, точно бьющая по больным местам.
«Главное в панче — его острота и актуальность. Как правило, он связан с определёнными событиями вне площадки (политика, модные тренды, и, конечно, личность оппонента), так и с произошедшим непосредственно в кругу — прошлые баттлы визави, его промахи в жанре и тому подобное», — рассказал «Диалогу» директор проекта Slovo Дмитрий Капранов.
По его словам, суть панча в том, чтобы в метафорической форме или с помощью отсылок, ассоциаций придать тексту более литературный вид, так как сухой текст без панчлайнов будет не интересно слушать. Однако количествово панчлайнов не имеет отношения к успешности выступления — важен лишь баланс.
«Ты должен уметь хорошо рифмовать, но не забывать про суть того, что хочешь донести. Ты должен написать интересный текст, но не ударяться в графоманию. Ты должен шутить, но помни, что bars over jokes (дословно — «строки над шутками». Сложность текста и его смысл ценится больше юмористической составляющей — ИА «Диалог»)», — наставляет Дмитрий.
Но на каждый панч найдётся свой флип. Флип — это контраргумент на выпад оппонента.
«Если ты достойно ответил своему противнику на его реплики — ты выйдешь из баттла победителем. Более того, несколько хороших флипов могут полностью разрушить его предыдущий раунд или даже выступление в целом», — делится своим наблюдением организатор Slovo. Вот, например, флип на грани от рэпера Браги девушке MC Дэма (да-да, здесь это редкость, но с парнями девушки баттлят на равных).
Но панчи и флипы — это лишь инструмент. Без харизмы здесь не обойтись. В баттлах она называется флоу. По мнению Дмитрия, флоу — это то же самое, что и стиль. То, чем ты отличаешься от сотен тысяч таких же МС. Иными словами — совокупность факторов, которые делают баттлера уникальным: умение рифмовать, тембр голоса, мелодичность и многое другое. Одним из самых харизматичных на российской сцене, по словам нашего эксперта, является Drago.
Запрещённые приемы
Баттл-рэп — это во многом о литературе. Поэтому тут тоже есть свои «литературные негры» и те, кто не прочь использовать плагиат.
Плагиаторов на площадке называют байтерами (от англ. bite — «кусать», то есть отхватывать, откусывать у других). Многие рэперы любят обвинять друг друга в том, что кто-то у кого-то подсмотрел и своровал строчку. Однако Дмитрий Капранов не считает, что это проблема.
«Здесь нужно понимать, что зачастую байт не всегда является плагиатом. Два совершенно разных МС из разных регионов и стран могут случайно написать одну и ту же строчку — от этого никто не застрахован. Избежать этого частично можно за счёт просмотра баттлов, но всё отсмотреть невозможно. Частенько бывают адаптации с западных баттл-площадок и назвать это байтингом нельзя, так как по сути весь наш рэп и баттлы — это адаптация. В пример можно привести достаточно банальную схему, когда МС говорит «тук-тук», а зал отвечает ему «Кто там?», и он заканчивает строчку определённым панчлайном».
Получается, что это общий постмодернистский котёл культуры, где всё уже придумано, и не стоит заботиться о том, что подлинно, а что вторично. Главное — умение преподнести.
Некоторые бойцы, зная, что противник может превзойти их в искусстве сочинительства, порой прибегают к помощи более талантливых друзей. В таком случае, говорят, что за исполнителем стоит гострайтер (от англ. «ghost» — «призрак» и «write» — писать).
«В баттл-рэпе, как правило, им пользуются немногие — известных случаев я припомнить не могу. Блогеры в баттлах не в счёт», — пояснил Капранов.
Определить стопроцентно, что рэпер воспользовался услугами гострайтера порой довольно сложно, и все версии могут строиться лишь на догадках. Дмитрий считает что для рэпа как жанра в целом это явление распространено чуть меньше, чем в поп-музыке. Известный исполнитель Flo Rida исполняет далеко не свои тексты и не скрывает этого — не так давно он публично искал гострайтера.
«В рэпе это не приветствуется, так как здесь очень важна личность исполнителя, его опыт и уже потом всё остальное», — подытожил Капранов.
Подготовил Егор Щербота / ИА «Диалог»