Site icon ИА «Диалог»

«Это замковый камень нашей коллекции»: Русский музей обещает не переносить икону «Ангел Златые Власы»

архангел Гавриил икона Ангел Златые Власы

изображение предоставлено Государственным Русским музеем

Директор Русского музея Владимир Гусев опроверг наличие планов передачи древней иконы, названной «Ангел Златые Власы», в домовую церковь Михайловского замка. Хотя он также находится в ведении ГРМ, Гусев заверил, что ценнейший экспонат не покинет стен Михайловского дворца, передаёт корреспондент «Диалога».

«Никакого давления со стороны министерства культуры и лично министра на руководство Русского музея и лично на директора не было. Требований – исполнить чьи-то пожелания об изъятии иконы под угрозой увольнения директора – также не было, и никакой тайной работы по подготовке к преступному нарушению существующего законодательства не велось. Было деловое обсуждение рабочих вопросов, возникавших в связи с многократными обращениями к Минкульту фонда «Иваново дело», который предлагал участвовать в реставрации храма Михаила Архангела в Михайловском замке. Это можно было бы только приветствовать, если бы руководство фонда не выдвигало невыполнимое условие – включение в соглашение о сотрудничестве пункта о многократных перемещениями иконы в связи с разными церковными праздниками, на длительный период (2 недели до службы и 2 недели после, 5-10 праздников в год) и перемещении иконы из постоянной экспозиции Михайловского дворца. У нас она находится – на своём заслуженном месте – более 80 лет, и хранится в специальной . Кстати, они предлагали 4 миллиона рублей на реставрацию, но на эту сумму сегодня разве что сарай можно отремонтировать», — заявил Гусев.

Для сравнения – ГРМ уже потратил на реставрацию церкви 90 миллионов рублей, и ещё планирует вложить 100-150 миллионов. По словам директора, так как реставрация церкви не завершена, необходимые условия для хранения шедевра там создать невозможно. А главное – руководство музея не понимает, зачем нужно переносить картину, которую в её нынешнем расположении могут видеть сотни тысяч человек, в маленькую домовую церковь, в которой одновременно может находиться не более 40 посетителей. Это неизбежно привело бы к фактической невозможности осмотра образа.

«При этом музей осуществил в 1995-2009 годах, при содействии Минкульта и с привлечением спонсорских средств, реставрацию церкви Архангела Михаил в Михайловском дворце. Там регулярно проводятся богослужения. Но она, как и церковь в Михайловском замке, очень небольшая по размерам, семейная, внутренняя, принадлежавшая семье Романовых. Открытие этой церкви для свободного доступа невозможно, поскольку попасть туда можно только через музейные залы», — добавил Гусев.

Привело БЫ, поскольку, как заверил Гусев, никаких обращений в поддержку запросов фонда нет, а заявления последнего о наличии поддержки со стороны РПЦ и министерства культуры не имеют оснований. Однако в нынешних условиях, когда церковь один за одним отбирает у государства здания и памятники, сообщения о возможном переводе «Ангела Златые Власы» в другое помещение – пусть даже и в пределах ведения ГРМ – заставила насторожиться и журналистов, и общественников, и сотрудников самого музея. Дошло до обращения сотрудников в прокуратуру.
«Под тем, что написали сотрудники, я готов подписаться – и о ценности иконы, и о недопустимости её перемещении (кроме как в реставрационные мастерские)», — отметил Гусев.

Отрицательное отношение к любым инициативам фонда «Иваново дело», связанным с музейными иконами, директор ГРМ объяснил «абсолютно негативным» опытом сотрудничества. Он напомнил, что в 2008 году приход Корсунско-Богородицкого собора города Торопца Тверской области обратился к тогдашнему министру культуры Авдееву с просьбой помочь в возвращении иконы «Богоматерь Одигитрия», которая была изъята оттуда в 1921 году, а с 1936 года находится в Русском музее (куда поступила, как напомнил Гусев, в плачевном состоянии, и была спасена ленинградскими реставраторами). В ноябре 2009 года патриарх Кирилл обратился к Авдееву с просьбой о временной выдаче иконы в храм… сельского поселения Павло-Слободское Истринского района Московской области. Местная религиозная община дала ГРМ гарантийное письмо, пообещав через год вернуть икону. Затем срок возвращения с декабря 2010 года перенесли на март 2011-го… но икону так и не вернули, несмотря на все обещания церковников, официальные гарантии и неоднократные требования ГРМ о возвращении произведения искусства, которое, как пояснил Гусев, если и было бы куда-то передано на длительное хранение, то только в Торопец, а не в храм «новорусского» коттеджного посёлка.

«Главная моя вина — в том, что я ошибся. Сотрудники имели полное право сомневаться во мне, так как мне говорили, что икона не вернётся – и эти люди оказались правы. Но эта ситуация не повторится, так как я – говорю за себя – никому больше не поверю. «Ангел Златые Власы» — это замковый камень нашей коллекции. Это тихий, спокойный памятник, вокруг которого не надо создавать шоу», — подытожил Гусев.

Образ архангела – один из немногочисленных сохранившихся в России шедевров домонгольской иконописи, созданный, по текущей оценке, в Новгороде в конце XII века как часть оглавного деисусного чина, украшавшего высокую алтарную преграду. Икона была обнаружена в 1864 году случайно – при разборке «рухлядной кладовой» на Ивановской колокольне в Кремле, среди «списанных» и предназначенных к уничтожению образов. Оттуда она поступила в Публичный Румянцевский музей, затем, в 20-е годы, в Исторический музей, а с 1934 года хранится в Русском музее.