Директор Русского музея Владимир Гусев опроверг наличие планов передачи древней иконы, названной «Ангел Златые Власы», в домовую церковь Михайловского замка. Хотя он также находится в ведении ГРМ, Гусев заверил, что ценнейший экспонат не покинет стен Михайловского дворца, передаёт корреспондент «Диалога».
«Никакого давления со стороны министерства культуры и лично министра на руководство Русского музея и лично на директора не было. Требований – исполнить чьи-то пожелания об изъятии иконы под угрозой увольнения директора – также не было, и никакой тайной работы по подготовке к преступному нарушению существующего законодательства не велось. Было деловое обсуждение рабочих вопросов, возникавших в связи с многократными обращениями к Минкульту фонда «Иваново дело», который предлагал участвовать в реставрации храма Михаила Архангела в Михайловском замке. Это можно было бы только приветствовать, если бы руководство фонда не выдвигало невыполнимое условие – включение в соглашение о сотрудничестве пункта о многократных перемещениями иконы в связи с разными церковными праздниками, на длительный период (2 недели до службы и 2 недели после, 5-10 праздников в год) и перемещении иконы из постоянной экспозиции Михайловского дворца. У нас она находится – на своём заслуженном месте – более 80 лет, и хранится в специальной . Кстати, они предлагали 4 миллиона рублей на реставрацию, но на эту сумму сегодня разве что сарай можно отремонтировать», — заявил Гусев.
Для сравнения – ГРМ уже потратил на реставрацию церкви 90 миллионов рублей, и ещё планирует вложить 100-150 миллионов. По словам директора, так как реставрация церкви не завершена, необходимые условия для хранения шедевра там создать невозможно. А главное – руководство музея не понимает, зачем нужно переносить картину, которую в её нынешнем расположении могут видеть сотни тысяч человек, в маленькую домовую церковь, в которой одновременно может находиться не более 40 посетителей. Это неизбежно привело бы к фактической невозможности осмотра образа.
«При этом музей осуществил в 1995-2009 годах, при содействии Минкульта и с привлечением спонсорских средств, реставрацию церкви Архангела Михаил в Михайловском дворце. Там регулярно проводятся богослужения. Но она, как и церковь в Михайловском замке, очень небольшая по размерам, семейная, внутренняя, принадлежавшая семье Романовых. Открытие этой церкви для свободного доступа невозможно, поскольку попасть туда можно только через музейные залы», — добавил Гусев.
Привело БЫ, поскольку, как заверил Гусев, никаких обращений в поддержку запросов фонда нет, а заявления последнего о наличии поддержки со стороны РПЦ и министерства культуры не имеют оснований. Однако в нынешних условиях, когда церковь один за одним отбирает у государства здания и памятники, сообщения о возможном переводе «Ангела Златые Власы» в другое помещение – пусть даже и в пределах ведения ГРМ – заставила насторожиться и журналистов, и общественников, и сотрудников самого музея. Дошло до обращения сотрудников в прокуратуру.
«Под тем, что написали сотрудники, я готов подписаться – и о ценности иконы, и о недопустимости её перемещении (кроме как в реставрационные мастерские)», — отметил Гусев.
Отрицательное отношение к любым инициативам фонда «Иваново дело», связанным с музейными иконами, директор ГРМ объяснил «абсолютно негативным» опытом сотрудничества. Он напомнил, что в 2008 году приход Корсунско-Богородицкого собора города Торопца Тверской области обратился к тогдашнему министру культуры Авдееву с просьбой помочь в возвращении иконы «Богоматерь Одигитрия», которая была изъята оттуда в 1921 году, а с 1936 года находится в Русском музее (куда поступила, как напомнил Гусев, в плачевном состоянии, и была спасена ленинградскими реставраторами). В ноябре 2009 года патриарх Кирилл обратился к Авдееву с просьбой о временной выдаче иконы в храм… сельского поселения Павло-Слободское Истринского района Московской области. Местная религиозная община дала ГРМ гарантийное письмо, пообещав через год вернуть икону. Затем срок возвращения с декабря 2010 года перенесли на март 2011-го… но икону так и не вернули, несмотря на все обещания церковников, официальные гарантии и неоднократные требования ГРМ о возвращении произведения искусства, которое, как пояснил Гусев, если и было бы куда-то передано на длительное хранение, то только в Торопец, а не в храм «новорусского» коттеджного посёлка.
«Главная моя вина — в том, что я ошибся. Сотрудники имели полное право сомневаться во мне, так как мне говорили, что икона не вернётся – и эти люди оказались правы. Но эта ситуация не повторится, так как я – говорю за себя – никому больше не поверю. «Ангел Златые Власы» — это замковый камень нашей коллекции. Это тихий, спокойный памятник, вокруг которого не надо создавать шоу», — подытожил Гусев.
Образ архангела – один из немногочисленных сохранившихся в России шедевров домонгольской иконописи, созданный, по текущей оценке, в Новгороде в конце XII века как часть оглавного деисусного чина, украшавшего высокую алтарную преграду. Икона была обнаружена в 1864 году случайно – при разборке «рухлядной кладовой» на Ивановской колокольне в Кремле, среди «списанных» и предназначенных к уничтожению образов. Оттуда она поступила в Публичный Румянцевский музей, затем, в 20-е годы, в Исторический музей, а с 1934 года хранится в Русском музее.