В четверг в клубе Action на Лиговском состоялся рэп-баттл. Казалось бы, ничего примечательного, но в клубе в этот вечер собрались не любители хип-хопа, а увлечённые политикой граждане. Дело в том, что в словесном поединке схлестнулись депутаты ЗакСа — Андрей Анохин (МС Анохин) от «Единой России» и Максим Резник (МС Обнял) от «Партии роста». Корреспондент «Диалога» посмотрел и записал, как пошумели народные избранники.
Холодно, темно: чёрные стены, большой зал, по бокам — столы. «Выход с дискотеки без уважительной причины запрещён». Липкий пол, подошвы отрываются с лёгким звуком. Водка — 100 рублей, пиво — 200, нефильтрованное — 250. «And muthafuckas act like they forgot about Dre». Афиша как будто из начала 2000-х — серо-коричневая с разражающими депутатов молниями, символом божественной воли.
По залу проходит Максим Резник. Классические для него чуть висящие джинсы смотрятся здесь очень даже кстати.
Программа начинается ровно в 19:00. На сцене — два парня. Они воют. Как волки. У одного из них нет переднего зуба. Это МС Катана. «Корабли плывут в Константинополь, поезда уходят, как ни странно, на Москву», — читают они. Второй – МС Фёдор. Зовут обоих Юра. По подаче они напоминают группу «Каста». МС Катана даже похож на Влади. «Делимся песнями нашими текстами, кажущимися нам интересными», «покажем настоящий хип-хап», «какой бы ни был кризис, самое главное, брат, делать красиво», «я пришёл сюда как писатель Есенин», «порой бывает трудно, но мы прославимся» и прочее встречается в текстах их песен.
«Друг к другу уважения нету, кто-то отбирает у ребенка конфету, наплевали на устои, поэтому живёт Россия в таком отстое» — как бы переходят к теме встречи молодые люди.
На сцене по очереди — ещё несколько исполнителей. Владислав Поводырёв представляет Дыбенко, «самый грязный стиль», но «показать грязи» отказывается. Он напористо и истерично читает героико-стоические тексты («колени не должны держать твой вес пока ты жив») с лирическими вставками («мы разные с тобой, но, как запчасти, мы едины»).
Журналисты и гости попивают пиво в зале. Здесь около 200 человек.
На сцену выходит Михаил Борн. «Щетиной лицо поросло и вырастет завтра пузон. А Миша Борн был рождён мутить о**енный музон», — поёт Борн и выглядит подобающе.
Ожидание затягивается. Музон у Михаила не такой, как он говорит. В течение сорока минут на сцене по очереди выступают МС Щи, Илья Seen.
— Но всё равно идея хорошая, — успокаивает своего соседа мужчина из зала.
МС Катана представляет жюри и на сцену под крики из зала выходят Анохин и Резник.
— Давайте уже начнём, а то я охренел от ожидания реально! – Резник пытается найти общий язык с молодёжью.
Начинает битву (выпала решка) Андрей Анохин. Он, надо сказать, обладает определённым то ли рэперским, то ли ораторским напором. Он кричит: «Рэп-баттл!».
«Макс, ты не на политической арене, ты на цирковой», «что ты дал этой стране, ты для нас не де Голль, ты просто тролль», «Максим ты пулемёт, но стреляешь косо ты», «ты продавец обычный, хитрец, маркетолог, оппозиция — твой товар, и он тебе не слишком дорог».
Резник отвечает строчками, больше похожими на стихи, а не на рэп. Он называет себя МС Обнял – за то, что он обнял полицейского, и его теперь судят. «Ты, едросик, не грусти, порву тебя, как тузик грелку, октября пятого, тебя одержимого, бесноватого», «в эту трудную годину мы должны сплотиться и жрать резину», «повторяю для тех, кто в танке, ваши скрепы — из подвалов Лубянки», «ты же весь православный такой, вон — мироточишь местами», «а сами делаете всё… через Жору», «с такими друзьями, как ты, России и врагов не нужно».
Ко второму раунду в клубе становится накурено. Анохин снова начинает. Он поменял текст в связи с тем, что сказал Резник в первом раунде. «Ты не МС Обнял. Ты тут хоть роли разделяй. Я Юрий Дудь, ты Хан Замай».
Дальше он перечисляет свои заслуги – те его дела, которые помогли городу. «Свалка, что воняла так, как будто был там ваш сходняк».
— Молодец, хоть и всё не правда, — кричит молодой человек в костюме из зала. Кажется, он пришёл болеть за Резника, но экспрессивное выступление Анохина ему нравится.
Резник в своём тексте называет губернатора «кислым». «Губернаторский пост занял нечестно, объехал всех на козе кривой, испугался ДмитриевОй». Про самого Анохина он говорит: «Представляет фракцию одинаковых ребят, про которых даже фильм снят — «Молчание едрят»».
Всё-таки Резник написал не рэп, а ироничные стихотворения. Ритм у него другой и подача другая. Выражение лица оппозиционного депутата больше бы подошло для признания в любви, а не для баттла. Интересно, что оппоненты таких разных взглядов пользуются одними и теми же аргументами. В своём раунде Резник читает патетическое «наши предки, духом могучие, разогнали над городом тучи», «…ради наших отцов-победителей», и прочее. То есть спекулируют оба народных избранника на одном и том же событии, на котором спекулируют все. Заканчивает Резник вызывающе оскорбительным (это уже как раз ближе к рэпу): «Хотя по сравнению с Милоновым ты милашка. Поклонская по сравнению с тобой — сущий ад, а вместе вы — блевотный салат».
— Моё мнение: Анохин сделал его, — говорит тот молодой человек в костюме, пришедший болеть за Резника.
В 4 раунде каждый депутат выражает своё отношение не только к оппоненту, но и к его партии. Резник использовал образы из книг о Гарри Поттере. «Кто это, о, май год, пожиратели смерти собрались на крестный ход», «конечная цель – лавра, а на растяжках — «Авада Кедавра»».
Говорит он и о молодёжи: «Они хотят конкуренции, они устали от вашей политической импотенции».
Анохин же, в свою очередь, называет оппозицию «дутой и наносной». «Под фотовспышки несут в автозак, лучше пиара придумать нельзя».
Четвёртый раунд и одного, и другого баттлера посвящён фильму «Матильда» и скандалу вокруг него. «Бьёте по лучшим людям из крупнокалиберного кадила», «лучшее, что можно сделать для страны, — избавить Родину от власти Сатаны», —
провозглашает представитель оппозиции.
Анохин же, как кажется, совершает огромную стратегическую ошибку, хоть и остаётся в этом искренним. Он пытается обратиться к религиозным чувствам, которых у большинства собравшихся нет: «во имя Христа семья смерть приняла», «и тем больнее пощёчина тех, кто святую семью вогнал во грех». Разве может после этого МС Поводырь, например, который в начале читал о том, что нельзя никогда вставать на колени, воспринять Анохина всерьёз?
Анохин считает, что Мединский заодно с оппозицией: «Я едрос, но я хочу, чтобы Мединский ушёл с поста».
Кстати, он почему-то начинает забывать слова, мямлить, краснеть. Напор, который был с ним до четвёртого раунда, стихает, и его выступление становится не таким задорным.
В пятом раунде Анохин называет Резника «дутым псевдоинтеллектуалом и право-нео-либералом» и в конце читает стихи Фёдора Тютчева (приём, который оба баттлера подглядели у Оксимирона). «Питерский замес, Фёдор Тютчев», — заканчивает своё выступление единоросс. Резник парирует: «Умеете только целовать берёзы, у вас все губы в чёрно-белых занозах».
Его последний раунд посвящён провозглашению прописных истин: «Права человека, свобода и творчество избавят Россию от одиночества».
— Ну конечно, давайте ляжем под всех! – громко произносит фанат Анохина из зала.
«И с вашим другом Трампом облом капитальный и сами вы маньяк, при чём не сексуальный», — обращается Резник к оппоненту.
Зал скандирует «Резник, Резник, Резник». Жюри единогласно присуждает победу оппозиционному депутату. 4:0.
«Даже у депутатов был выше уровень по рифмостроению, чем у многих MC на этих баттлах», — говорит член жюри Илья Seen, имея в виду баттлы Versus и SlovoSPb.
Да, баттл оказался значительно интереснее с точки зрения рэпа, чем ожидалось. Как кажется, Андрей Анохин всё-таки тоньше прочувствовал жанр. Его манифестационная манера тяготеет скорее к творчеству Маяковского, который, пожалуй, больше похож на рэперов, чем Пушкин или Булат Окуджава, строки которых читал он в конце раундов. Оппозиционный депутат пытался поразить (и поразил, как видим из результатов) жюри и зал интеллектуальной иронией и лирической интонацией, но жанр, как кажется, предполагает более прямые нападения. Однако профессионалы говорят, что количество и качество панчей у Резника было выше, чем у его соперника.
Подготовила Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»