Золотая лихорадка, которая накрыла США в середине XIX века, кажется, вернулась. Только теперь она глобальна: в ней участвую и развитые, и развивающиеся страны. И перенеслась она в сеть. Имя ей «майнинг». Люди бросились «раскапывать» залежи криптовалют, желая лёгких денег. Но если золотодобытчики сто пятьдесят лет назад жертвовали жизнями, уходя в одиночку в долины Калифорнии, то современные копатели-майнеры отделываются лишь высокими счетами за электричество. «Диалог» подробно разобрался, что такое майнинг, блокчейн, биткоин и все эти сложные слова.
В чём соль
Начнем с того, что именно добывают майнеры. А добывают они деньги, правда не в привычных нам валютных эквивалентах вроде рублей или долларов, а в криптовалюте. Это виртуальные деньги, существующие и генерируемые только в интернете. Однако ими можно расплачиваться, можно их конвертировать. Самая знаменитая криптовалюта — биткоин — появилась в 2009 году и генерируется по сей день. Курс её меняется. На момент написания статьи один биткоин был равен около $3800. Так как выработка биткоинов не имеет центра, участвовать в её создании может каждый человек, имеющий компьютер и выход в интернет.
Алгоритм создания криптовалют довольно сложен. Для этого нужно очень много машин с высокой вычислительной мощностью. Для создания криптовалюты используют систему «блокчейн«. Это цепочка блоков транзакций, при этом информация о них обновляется в устройствах по всему миру одновременно и постоянно. И майнер по сути получает комиссию-вознаграждение за то, что предоставляет вычислительные способности своих устройств для непрекращаемого производства биткоинов. Изначально майнерам хватало мощностей обычного домашнего ПК, но так как выработка биткоинов постоянно растёт, им приходится приобретать всё больше и больше вычислительного оборудования и строить так называемые майнинговые фермы, которые могут занимать от небольшой комнаты до огромных ангаров. Этим летом на рынке техники даже возник дефицит видеокарт, так как желающих создать ферму стало невообразимо много.
Гиганты майнинга
Один из самых крупных майнеров живёт в США. Его зовут Дейв Карлсон. Он создал огромное промышленное производство биткоинов. Его предприятие, занимающее помещение двух складов, находится в штате Вашингтон. Конкретное место он не называет из соображений безопасности. Оно состоит из длинных рядов процессоров, соединённых друг с другом. Эти машины способны поддержать вычислительную мощность на уровне одного петахэша (квадриллион операций в секунду). Его ферме удаётся добывать около 12,5 тысяч биткоинов в месяц. По словам Карлсона, на майнинг уходит порядка 1,4 мегаватт электричества. Этого количества электроэнергии хватило бы для питания небольшого города. Однако такой объем электричества можно обеспечить только в условиях относительно дешёвых тарифов в Вашингтоне и наличии удобной инфраструктуры.
Фирма Genesis Mining имела несколько производств в разных странах мира, но на данный момент её основная деятельность налажена в Исландии. Эта холодная страна может предложить почти идеальные условия для майнинга: дешевую электроэнергию, хорошее интернет-соединение и холодный климат. Последний пункт очень важен, так как температура позволяет очень сильно экономить на охлаждении устройств.
Однако самая крупная ферма находится в Китае. Она расположена на северо-востоке страны, в сельской местности провинции Ляонин. Владельцы фермы — четыре человека, которые не раскрывают свои личности. В здании фермы сотрудники не только работают, но и живут. Они почти не бывают дома и постоянно находятся среди непрекращающегося шума и высокой температуры. Мощность этих ферм на момент создания была равна 8 петахэшам и выполняла 3% работы мировой биткоин-системы.
Как в кино
Ажиотаж вокруг всемирного майнига легко может послужить сюжетом для фантастического фильма. В Канаде живёт программист с русскими корнями Виталик Бутерин. Он создал свою собственную блокчейн-систему под названием «Эфириум». Весной 2016 года проект Бутерина с помощью краудфандинга получил 150 миллионов долларов. Бутериным и компанией была создана мощная электронная вселенная со своей внутренней валютой, которая ещё и конвертируема. Однако неизвестный хакер нашёл уязвимость в исходном коде и выкачал из неё криптовалюты на 50 миллионов долларов. Взлом продолжался 6 часов, и всё это время сотрудники тщетно боролись с утечкой: каждый раз, когда они пытались зайти в профиль, преступник обрушивал их сайт. От мгновенного краха компанию Бутерина спас встроенный алгоритм защиты: по закону «Эфириума» вывести из него валюту и конвертировать её можно только через месяц. И именно за это время следовало бы найти мошенника.
Но сложность в том, что отследить движение криптовалюты невозможно — в этом её суть, она электронная, и в данный момент существует лишь во внутренней реальности «Эфириума». Решение создателей было настолько же безумно, насколько гениально. Терять им им было нечего. Они обновили протоколы методом отката системы к моменту взлома. План был таков: когда майнеры обновятся до новой версии программы, — то есть переедут в новую ветку, то первую «взломанную» ветку можно будет просто уничтожить. А значит удалить информацию о взломе.
Однако, когда создатели «Эфириума» объявили об откате и создании «новой ветки», и попросили майнеров переместиться в неё, сообщество раскололось — нашлись те, кто обвинил создателей в нарушении собственных правил — и эти майнеры-староверы не стали переселяться, остались в старой, «оригинальной» ветке реальности «Эфириума». Произошел раскол вселенной. Достойно экранизации.
Вне закона?
Засекреченность данных, невозможность отследить транзакции, анонимность и децентрализованность привлекает внимание государства. По мнению госорганов, майнинг создаёт плодородную почву для террористов, а наркобизнес в теневом интернете и вовсе полностью держится на криптовалютах. Чиновники также беспокоятся, что содержание домашних ферм порождает опасные ситуации в домах майнеров. Огромная нагрузка на бытовую проводку и выделение тепла от устройств может привести к пожару. Появляются инициативы официально запретить майнинг.
Минкомсвязи относится к добыче биткоинов критически, так как она не облагается налогом и предлагает пересмотреть и ограничить многие аспекты этого занятия, появляются инициативы по созданию «Российского блокчейна».
В некоторых странах были выработаны правила и законы регулирования и признания биткоинов. Среди них Германия, Хорватия, Таиланд, Швейцария. Но есть страны, где майнинг и любые другие операции с криптовалютами одобряется государством. В Японии официально признали биткоин платёжной валютой. В него поголовно начали вкладываться местные инвесторы, и это привело к рекордному росту рынка.
Подготовил Егор Щербота / ИА «Диалог»